Министерство сельского хозяйства Кыргызстана разработало новый Земельный кодекс. В ведомстве отмечают, что это сделано для оптимизации всех существующих нормативно-правовых актов в сфере земельного законодательства и исключения пробелов и коллизий.
Инициативная группа горожан тем временем назвала документ очередной попыткой отъема частной собственности. Редакция 24.kg выслушала доводы обеих сторон.
Есть что скрывать?
Представитель инициативной группы горожан Рыспек Байзаков рассказал, что о вынесении документа на общественное обсуждение чиновники не сообщили и многие узнали об этом в последний момент, когда процедура уже была завершена.
«Мы уже более шести лет боремся со строительным лобби во власти, которое регулярно пытается изменить главные законы страны для узаконения рейдерского захвата любой частной собственности. На данный момент, как ни странно, с инициативой выступил Минсельхоз», — отметил он.
Рыспек Байзаков напомнил, что при разработке Земельного кодекса в 1999 году уже присутствовали нормы об изъятии земель для государственных и общественных нужд, но нормы статей 32 и 46 защищали права граждан на приусадебные и придомовые участки, без которых невозможно жизнеобеспечение домов. Позднее их пытались убрать из документа, но общественность отстояла.
«Теперь в новой редакции эти пункты убраны, что противоречит ряду норм Конституции, закрепляющих право собственности», — сказал он.
Это может привести к возникновению новых коррупционных схем, когда земли будут изыматься якобы для общественных нужд в угоду отдельным заинтересованным лицам.
Рыспек Байзаков
«Кроме того, в действующей редакции Земельного кодекса в этой же 32-й статье говорится, что каждый гражданин имеет право на получение бесплатного участка земли. В новом документе этой нормы уже нет. Также подменяются понятия «государственные нужды» и «общественные нужды». Если раньше это была некая исключительная мера, которая касалась безопасности государства, то сейчас это, если совсем коротко, «по желанию кабмина и президента». Даже какое-нибудь муниципальное предприятие может стать инициатором изъятия вашей частной собственности», — добавил он.
Представитель инициативной группы напомнил, как несколько лет назад горожане практически дрались за свои дворы, которые застраивали домами, отбирая у людей площадки, солнечный свет, деревья. «Теперь, получается, дворы горожанам не будут принадлежать вообще», — пояснил он.
Еще один законопроект, который вызывает возмущение бишкекчан, — «Положение о мене (обмене) недвижимого имущества для государственных и общественных нужд».
«Речь идет о смене собственника насильным, но законным путем. Происходит подмена понятий «государственные нужды», «общественные нужды», «государственные задачи». Все термины сводятся к тому, что кабмин теперь может законным путем просто забрать любую вашу собственность», — подчеркнул собеседник.
Текебаевская Конституция действительно содержит слова «частная собственность неприкосновенна», и многие думают, что она защищает их. Но это не так. Там есть сноска, что окончательное решение за Земельным кодексом. Именно он мешает жадным чиновникам отжимать последнее у народа.
Рыспек Байзаков
Привести в порядок?
В Минсельхозе с доводами горожан о том, что новая редакция разработана для отъема частной собственности, не согласны.
По словам начальника управления природных ресурсов Адилета Расулова, главный концепт разработки документа — создать один нормативно-правовой акт в сфере земель.
«В действующем есть неясности в компетенциях государственных и местных органов власти. Например, некоторые полномочия райгосадминистраций в части перевода и трансформации земель дублировали правительственные. Только по этому направлению есть три разные комиссии, которые дублируют друг друга и создают дополнительную нагрузку при обращении граждан. Мы пришли к мнению, что должна быть одна комиссия, которая бы решала вопросы о трансформации, предоставлении и пользовании земельными участками. Кроме того, Земельный кодекс — это свод законов. Но в реальности он стал не кодексом, а законом, потому что есть другие локальные акты, такие как Закон «О переводе и трансформации земель», закон о пастбищах, регулирующие другие правоотношения, которые не были отражены в Земельном кодексе», — сказал он.
Опасность для частной собственности в том, что убраны статьи 32 и 46 чиновник не видит. Он уверяет, что неприкосновенность частной собственности гарантирует Конституция.
«Это также прописано в статьях 4 и 6 Земельного кодекса. Опасности в том, что кто-либо может прийти и изъять приусадебные или придомовые участки, нет. Изъятие участков для государственных и общественных нужд предусмотрено и Конституцией, и Земельным кодексом, но только с согласия собственников или в судебном порядке», — объяснил чиновник.
В то же время он признает, что до сих пор не разработан порядок (механизм) изъятия земельных участков для государственных и общественных нужд. Согласно статье 20 действующего кодекса, определить его должен кабинет министров.
«Однако положения до настоящего времени нет. Его разрабатывали, но народ был против. В итоге отозвали проект», — добавил Адилет Расулов.
Он сказал, что предлагаемый вариант кодекса еще не окончательный, по нему будут проводить общественные слушания. «Также, несмотря на окончание обсуждения, мы продолжаем принимать предложения, замечания. Мы их будем отрабатывать», — заметил начальник управления природных ресурсов.
Что касается «Положения о мене (обмене) недвижимого имущества для государственных и общественных нужд», то речь, по его словам, идет не о недвижимости, а о земельных участках, которые находятся в государственной собственности.
«Во время общественного обсуждения и согласования поступали предложения и замечания. В итоге положение изменило название — мене (обмене) земельных участков, находящихся в госсобственности, для реализации задач, определенных кабмином», — добавил Адилет Расулов.