00:25
USD 87.00
EUR 90.64
RUB 0.85

Дорога Бишкек — Кара-Балта: подрядчик есть, гарантий — нет

Скандальный тендер на реконструкцию автодороги Бишкек — Кара-Балта подошел к концу. Несмотря на очевидные недочеты и огромные риски, победу в тендере присудили китайской компании China Railway № 5.

С широко закрытыми глазами

Вокруг тендера почти сразу разгорелись нешуточные скандалы. Главный претендент на победу — China Railway № 5 — предложил настолько низкую цену, что состязаться с ним было бессмысленно. И вроде надо радоваться. Однако эксперты предупредили: слишком низкая цена грозит либо неисполнением контракта, либо необоснованным увеличением стоимости работ в дальнейшем.

Донор проекта — Азиатский банк развития — вроде должен был насторожиться, но не тут-то было. Вместо этого АБР начал активно продвигать China Railway № 5. И никакие доводы и даже изначальное решение тендерной комиссии отклонить заявку China Railway № 5 не подействовали.

Министерству транспорта и дорог поручили начать контрактные переговоры с China Railway № 5. Чтобы исключить риск неисполнения контракта, у откровенно лоббируемого претендента затребовали повышенную банковскую гарантию — 20 процентов от суммы проекта. Минтрансу пришлось соглашаться, несмотря на то, что гарантия в $14 с лишним миллионов все равно не покрывает все риски.

Но даже исполнить и это требование без лишних проблем и скандалов не удалось. Гарантию China Railway № 5 разместила в филиале Bank of China в Хунане (Китай). Изначально планировалось, что ее подтвердит Кыргызский инвестиционно-кредитный банк (KICB). Но отказался. Тогда незавидную долю «повесили» на «РСК Банк» и быстренько подписали контракт с China Railway № 5.

Министерские переписки

В официальном релизе Министерство транспорта и дорог пишет, что получены все необходимые документы, подтверждающие корреспондентские отношения Bank of China с ОАО «РСК Банк».

Также в Минтрансе заверили, что корреспондентские отношения с «РСК Банком» распространяются и на филиал Bank of China в Хунане, а он вправе выдавать банковские гарантии.

В распоряжении ИА «24.kg» оказалось то самое письмо заместителя министра транспорта и дорог Азимкана Жусубалиева в Bank of China и ответ финансово-кредитного учреждения. Именно официальное письмо фактически и стало основанием для подписания контракта. Примечательно, что контракт подписали в тот же день, как пришел ответ от Bank of China, — 28 марта 2017 года.

Документ с пометкой «Весьма срочно» довольно интересный. В нем, например, пишут, что «подрядчик предоставил банковскую гарантию из филиала Bank of China в Хунане, который не имеет корреспондентских отношений с ОАО «РСК Банк». И тут же вопрос: распространяются ли корреспондентские отношения головного офиса на филиал? Есть и еще один важный вопрос — какую ответственность несет Bank of China перед Министерством транспорта и дорог по банковской гарантии, выпущенной его филиалом в Хунане?

Вроде все логично. Чиновники Минтранса, несмотря на громкие заявления, боятся срыва проекта. Слишком большая разница в цене между ближайшими конкурентами и еще большая — с предварительными расчетами по проекту. Правда, бдительности Минтранса хватило только на то, чтобы получить ответ от Bank of China.

Три года работ без гарантий

Ответ банка — просто песня. Bank of China подтверждает: корреспондентские отношения с ОАО «РСК Банком» распространяются на филиал в Хунане. Головной офис и уполномочил свой филиал выдать банковскую гарантию в $14 с лишним миллионов. Но интересен последний абзац письма.

На вопрос об ответственности по гарантии Bank of China пишет, что «будет контролировать выполнение полномочий филиалом в Хунане в отношении всей гарантийной деятельности».

То есть Bank of China фактически снимает с себя ответственность за возможные проблемы при истребовании гарантии. Напомним, что и ОАО «РСК Банк» отвечать своими деньгами по гарантии China Railway № 5 не собирается. В официальном письме Минтрансу он заявил, что является лишь банком-почтальоном.

ОАО «РСК Банк» только авизует (передает) сообщение о наличии банковской гарантии и в случае претензий Минтранса сообщит о них в Bank of China. И все. Получается, точных данных о том, кто же ответит в случае чего за срыв проекта, нет.

Дорогу Бишкек — Кара-Балта обновят с 15-го по 61-й километр. Проект продлится три года. Еще год установлен в качестве периода ответственности за дефекты. Таким образом, общий период реализации проекта — четыре года.

Это если все пойдет по плану. А если нет, нас ждет раскуроченная трасса на неопределенное время. Отвечать будет некому. А вот платить за проект — удачный или нет — будем мы, ведь бОльшая часть выделенных АБР денег — кредит.

Популярные новости
Бизнес