Правительство республики пошло на обострение отношений с крупным иностранным инвестором.
Прерванный разговор
Кабинет министров Кыргызстана уведомил компанию «Центерра» об одностороннем выходе из переговоров по реализации Соглашения об условиях реструктуризации проекта «Кумтор», которое приняли в январе 2014 года. В правительстве сочли действующие соглашения о реализации проекта в нынешних условиях не отвечающими интересам КР.
«Поэтому будет инициирован новый вариант реструктуризации проекта, предусматривающий увеличение финансовых потоков для республики от работы рудника, комплексное решение вопросов охраны окружающей среды и совершенствование механизмов корпоративного управления в «Кумторе», – отметили в кабмине.
При этом, по словам премьер-министра КР Темира Сариева, в правительстве по-прежнему глубоко заинтересованы в обеспечении бесперебойного производства на руднике и надеются на встречные конструктивные шаги со стороны «Центерры» по достижению взаимовыгодных договоренностей, которые обеспечат дальнейшую эффективную реализацию проекта «Кумтор» в соответствии с лучшей мировой практикой, стандартами и требованиями инициативы прозрачности добывающих отраслей.
А теперь шантаж?
По словам экспертов, демарш был ожидаемым, и ничего удивительного в подобном развитии событий нет. Слишком много накопилось у сторон, участвующих в переговорах по «Кумтору», претензий друг к другу. Причем тупиковая ситуация сложилась во многом из-за позиции, которой придерживается Кыргызстан: никаких уступок инвестору.
Взять, к примеру, вопрос экологических сборов. По словам премьер-министра Темира Сариева, кыргызская сторона настаивала на увеличении выплат с $310 тысяч до $3 миллионов. «Центерра» же соглашалась поднять только до одного миллиона. Понять инвестора можно: цены на золото на мировых рынках снижаются который месяц подряд, и признаки изменения тренда на повышение пока, увы, не видны. А расходы компании на добычу золота на Кумторе растут. В 2016 году они, как прогнозируется, составят более $300 миллионов.
По мнению экономиста Асылбека Аюпова, этот «экологический шантаж» необходимо прекращать. «Большего, чем мы берем, с компании взять не получится. Любая горнодобывающая деятельность предполагает ущерб экологии в том или ином объеме. Невозможно полностью его минимизировать. Но «Кумтор» делает многое для устранения негативных последствий своей деятельности. Вряд ли еще кто-то в республике делает столько – и очистительные сооружения на предприятии, и различные проекты в регионе. Это касается и чистой воды, и возрождения почвы, и многого другого», – объясняет он.
Стабильно не значит плохо
Впрочем, об этом много раз говорилось, поэтому не будем повторять слова экспертов. В правительстве к ним все равно не прислушиваются. Вернемся к выходу КР из переговоров и к последствиям этого шага. Что должна делать кыргызская сторона дальше и что она будет делать? Мнения экспертов и политиков на этот счет разнятся.
По словам члена правления Кыргызской горной ассоциации Валентина Богдецкого, из-за снижения цен на золото на мировых рынках на данном этапе от создания совместного предприятия было бы правильно отказаться. «С падением цен на золото Кыргызстану и «Центерре» делить нечего. Какой вариант отношений с инвестором выгоден республике? Да тот, который и был. Нужно оставить все как есть», – полагает он.
С такой точкой зрения согласен и консультант председателя правления «Кыргызалтына» Георгий Глухов. «С канадцами нужно договариваться о распределении сверхприбыли. В отношении нее и надо вести переговоры. Все остальное я бы оставил как есть. На сегодня сверхприбыли нет, потому что цена на золото низкая. Но кто знает, какая она будет завтра? Сверхприбыль может появиться, поэтому надо договариваться сейчас, чтобы потом вновь не менять условия работы», - говорит он.
Оставить все как есть - это означает придерживаться договоренностей, достигнутых в 2009 году. Согласно им, Кыргызстану в «Центерре» принадлежит около 33 процентов акций. В соответствии с таким раскладом республика получает свой немалый кусок пирога. Другой вопрос - как распорядиться этим куском - так и остается без ответа.
Есть ли у вас план?
У отечественных политиков (именно они, в конце концов, и будут принимать окончательное решение по «Кумтору») на этот счет другое мнение. У одних депутатов, к примеру, по-прежнему на повестке дня и денонсация соглашения от 2009 года, и последующая национализация рудника. Другие понимают, что так компромисс не найти.
«Лично я думаю, что надо денонсировать соглашение. В этом случае канадцам придется идти на переговоры с нами. Конечно, они могут подать в суд, но у нас тоже есть претензии по экологическим и экономическим вопросам. Мы можем юридически обосновать денонсацию. Мы пять лет доказываем ошибки компании. Если она не захочет нового соглашения, то мы можем забрать месторождение себе, национализировать его», – говорит Дастанбек Джумабеков (фракция «Кыргызстан»).
«Национализация – это лишь один из вариантов решения проблемы, – считает депутат Осмонбек Артыкбаев (СДПК). – Это плохой путь. Кыргызстан может потерять большие суммы в результате судебных процессов международного масштаба. Здесь должны сработать профессионалы, которые смогут предложить наиболее оптимальный вариант. Единственное, что я могу сказать: вопрос нужно решать, и чем скорее, тем лучше. Самое главное, чтобы вопрос не был политизирован, а решался исходя из экономических интересов».
«Не знаю, какие условия предложит правительство, и не могу говорить за них, но однозначно: сейчас, когда дефицит бюджета 25 миллиардов сомов, выход в одностороннем порядке из соглашения грозит потерей 6-8 миллиардов сомов. Это очень существенно. Сейчас мы самые крупные акционеры компании, и когда говорим о «Кумторе», надо понимать, что это наша компания, и если она работает неэффективно, значит, мы неэффективно управляем», – объясняет Игорь Чудинов («Бир Бол»).
Сомнительно все это
К чему в конце концов придет правительство Кыргызстана, какие выберет варианты решения проблемы, неизвестно. Пока кабинет министров намерен продлить работу «Кумтора» своим, как сказано, распоряжением. До того момента, как будут приняты поправки в Водный кодекс, разрешающие стратегически важным для бюджета предприятиям работать вблизи ледников.
Но что дальше? В «Центерре» настроены скептически по поводу «успешного урегулирования вопросов с правительством КР». «Компания не может дать гарантий, что продолжающиеся переговоры в итоге приведут к взаимоприемлемому решению относительно проекта «Кумтор», какие-либо согласованные предложения получат необходимые одобрения в рамках кыргызского и канадского законодательств, а правительство и парламент республики не предпримут какие-либо действия, которые не согласуются с ранее принятыми обязательствами», - сообщили в компании.
Это означает, что кабинету министров и премьер-министру Темиру Сариеву придется сильно постараться, чтобы найти общий язык с самым крупным иностранным инвестором в республике. Потому что это в первую очередь в интересах страны.
P.S. В 2015 году на «Кумторе» произвели более 16 тонн золота, сообщила пресс-служба компании. По ее данным, в 2016-м будет добыто от 15 до 16,5 тонны драгоценного металла.