В Кыргызстане продолжают обсуждаться поправки в закон о внутренней торговле. Инициаторы законопроекта утверждают, что нужно ужесточить условия работы торговых сетей. Якобы именно это приведет к снижению цен на товары и увеличит налоговые поступления.
На самом деле все будет наоборот. Налогов платить будут меньше, а сдерживать необоснованный рост цен станет в разы сложнее.
Почему так? Достаточно посмотреть на то, как работают и платят налоги поставщики, которых представляет Ассоциация агропромышленного комплекса, и торговые сети.
Разница почти в три раза
На сегодня Ассоциация агропромышленного комплекса представляет более 70 различных компаний, в которых трудятся более 20 тысяч человек. А крупные торговые сети — это только две компании и шесть тысяч сотрудников. Кажется, что такая большая структура должна быть более полезна для страны и вполне понятно, почему Ассоциация агропромышленного комплекса требует к себе особого отношения.
Но есть другой показатель, который хорошо демонстрирует разницу в подходах к работе двух объединений. В Ассоциации агропромышленного комплекса в 35 раз больше компаний и в три раза — сотрудников. А налогов они заплатили за 2021-й всего на полмиллиарда сомов больше, чем торговые сети.
А если сравнить данные в пересчете на одного сотрудника, то крупнейшие торговые сети заплатили налогов в 2,5 раза больше, чем члены Ассоциации агропромышленного комплекса.
Почему поставщики не любят сети
Странная история, не правда ли. Почему такая большая разница в налогах? А тут как раз и кроется причина, по которой поставщики так не любят крупные торговые сети.
Крупные торговые сети работают открыто, оплачивая все налоги и требуя от поставщиков налоговые счета-фактуры на каждую поставку.
Таким образом, они всегда поддерживают и ускоряют усилия государства по выводу экономики из тени. Крупные торговые сети обеляют оборот розничной торговли в стране. Они заставляют всех своих поставщиков переходить на поставки по счетам-фактурам. Активно продвигают безналичный расчет, что также не позволяет скрывать истинные обороты.
Кроме того, все крупные торговые сети используют контрольно-кассовые машины нового образца. Это еще один обязательный пункт в работе.
А теперь давайте вспомним походы на базар. Оплатить можно только наличкой. Кто, как и на каких условиях поставляет товары, тоже тайна. Про ККМ вообще можно не упоминать. Еще свежа в памяти кыргызстанцев провальная попытка властей заставить продавцов на рынках поставить ККМ. Все закончилось митингами и мораторием на установку аппаратов.
И поправки в закон о внутренней торговле в сегодняшнем виде по сути способствует не обелению экономики, а развитию неконтролируемых оборотов на рынках. А ведь на них и сейчас приходится 90 процентов рынка розничной торговли.
Сети держат цены
И еще один крайне важный момент, о котором стоит думать в первую очередь. Крупные торговые сети — единственные, кто борется с необоснованным поднятием цен на продукты питания. И да, цены поднимают именно поставщики.
На базарах цена на любой товар может взлететь за считанные минуты.
И дело совсем не в том, что продавцы рынков хотят обобрать как липку покупателей. Нет, в большинстве случаев они зависят от позиции поставщиков. И доказать им необоснованность цены они не могут. Ведь на рынках нет профессиональных закупщиков, которые разбираются в структуре себестоимости.
В крупных сетях повысить цены, потому что так захотелось, невозможно. Там придется доказать обоснованность роста на каждый тыйын. И да, выгодно это в первую очередь простому народу. Кроме того, крупные торговые сети всегда идут навстречу властям, когда они просят держать цены на социально значимые товары.
А Ассоциация агропромышленного комплекса поправками в закон о внутренней торговле хочет просто максимально облегчить себе условия работы и расходы. Как это скажется на ценах и поступлениях в бюджет, их не особо волнует.
Законопроект о внутренней торговле сейчас находится в стенах Жогорку Кенеша. Именно от депутатов зависит его дальнейшее будущее. Хочется верить, что решение властей будет основано на анализе того, кто и какую пользу приносит бюджету и простому народу. А также будут услышаны позиции всех сторон рынка розничной торговли и основательно изучена экономическая целесообразность принятия данного закона. Ведь последствия не верного решения могу быть болезненны для бюджета простых кыргызстанцев и государственной казны.