В конце прошлой недели не на шутку встревоженные кыргызстанцы обсуждали безудержный рост курса доллара, депутаты требовали от правительства принятия срочных мер, а глава Нацбанка поспешил всех успокоить, обвинив во всем спекулянтов. Эту версию поддержал и премьер-министр.
Правительство решилось на некоторые серьезные шаги. Хотя отдельные эксперты высказывались за более кардинальные меры со стороны исполнительной власти. Один из них – в прошлом министр финансов страны, ныне депутат Жогорку Кенеша от партии «Бир Бол» Акылбек Жапаров. По его мнению, кабмину с правлением НБ КР в ближайшие дни «необходимо провести экстренное заседание и довести до граждан, до бизнеса информацию обо всех необходимых мероприятиях, которые планируется сделать». «Обычно это заявление - по денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике страны на будущий год - делается в январе-феврале, но в связи с той ситуацией, которая сложилась сегодня на валютном рынке, надо говорить с населением сейчас», - заявил в интервью ИА «24.kg» Акылбек Жапаров.
«Чем больше успокоения или попыток умиротворения рынка, тем больше паники»
- К сожалению, люди научены горьким опытом, потому охотнее верят плохому, чем хорошему. Неосторожное заявление председателя Нацбанка о том, что «доллар не достигнет 100 сомов», люди прочитали буквально: он будет стоить 100 сомов! Из-за этого и началась паника, спекуляции.
Конечно, есть и объективные факторы. В течение 2015 года резко сократились наши экспортно-импортные операции при отрицательном торговом балансе: только из стран ЕАЭС мы завозим жизненно необходимых товаров более чем на $2 миллиарда. К сожалению, они до сих пор торгуют с нами за доллары.
Вообще около 90 процентов необходимого сырья, материалов, оборудования мы закупаем за рубежом, ничего не производим. Из 9 видов продуктов питания, входящих в потребительскую корзину и составляющих основу продовольственной безопасности, мы обеспечиваем себя только картофелем. Даже мясо – около 40 процентов от общего объема потребления - начали завозить. Муку завозим. То есть политика, которая складывалась последние 20-25 лет, начинает сейчас сильно сказываться. Конечно, будут структурные реформы, но это в долгосрочной перспективе. А в ближайшее время нужно идти на неординарные шаги.
Вся надежда на «Кумтор»
- Посмотрите, сейчас в ЕАЭС происходит даже не конкуренция, а жестокая война между рублем и тенге. И здесь наш сом, привязанный ко всем валютам, начинает болтаться. Силенок мало у этого сома, понимаете?
Что произошло в этом году? На 30-40 процентов уменьшился приток валюты от мигрантов. Это ожидаемо в связи с кризисом в России. То есть вместо $2 миллиардов поступило $1,5 миллиарда, а $500 миллионов недостача в платежном балансе. Правительство должно было создать рай для бизнеса, привлечь инвесторов и с помощью прямых инвестиций перекрыть этот недостаток. К сожалению, и прямые инвестиции пошли на уменьшение, где-то на 20-30 процентов. То есть отсюда нет валюты, оттуда нет, и что делать?
В этой ситуации единственный выход - начинать продавать золото, которое мы добываем, за наши сомы. Единственный экспортный материал, который мы можем стабильно продавать за рубеж, – это кумторовское золото. Поэтому я предложил реализовывать драгметалл здесь - в Кыргызстане, так как продавцом его является «Кыргызалтын». Не компания «Центерра», не «Кумтор», а именно «Кыргызалтын», где 80 или 90 процентов принадлежит правительству. Они, не спрашивая у «Центерры», могут сказать: все, ребята, с сегодняшнего дня мы золото продаем в Кыргызстане.
Приезжайте сюда, везите свои доллары, фунты стерлингов, юани – все, что есть – а мы вам по учетному курсу НБ КР дадим столько сомов, сколько нужно для покупки золота. Вот и все. То есть 15-16 тонн золота, ежегодно добываемые на «Кумторе», аккумулируют стране те самые недостающие $500 миллионов.
Представляете, если правительство сделает так, чтобы золото продавалось не как сырье - в слитках. А, например, ежегодно его часть, хотя бы 10 процентов, реализовывалось бы в виде золотых украшений, ювелирных изделий, деталей для аэронавигационной и компьютерной сфер? То есть привлекались бы рабочие руки для создания всего этого и здесь же оно продавалось.
И это реально! Это ночью можно принять постановление правительства и поставить в известность всех о том, что у нас вот такие новые правила игры.
Долой коррупционные схемы!
- И, конечно, нам надо срочно покупать газ за рубли. Раз они не хотят продавать за сомы, пускай продают за рубли, почему мы должны покупать его за доллары? Вообще парадоксальная ситуация складывается в ЕАЭС: Россия как бы воюет с Западом, против нее ввели санкции, она в ответ ввела антисанкции, но при этом продолжает укреплять экономику США, так как печатный станок долларов находится в ФРС (Федеральная резервная система США – прим. ИА «24.kg»).
А если мы покупаем газ за рубли, есть реальная возможность понизить его закупочную цену до $40-50 за тысячу кубометров, и Бишкекской ТЭЦ сразу станет рентабельно топить только на газе, как в старые добрые советские времена. И все довольны: тарифы на горячую воду и тепло снизились, экология после отказа от угля улучшится, к тому же мы рушим все коррупционные схемы. Ведь не секрет, об этом пишут во всех СМИ, с каждой тонны угля есть откат в $7-8. Умножьте это на 800 тысяч тонн, и получаются колоссальные суммы, поэтому туда никто и не лезет. А пора бы!
Так же надо договариваться и с Казахстаном, который в этом году заготовил зерна на 20 тысяч тонн чистого бункерного веса. Что для них какие-то 300-400 тысяч тонн для нас - братьев по крови, единоверцев, ближайших соседей? Пусть продают за тенге и параллельно размещают у нас свои госзаказы на мясо, молоко за те же тенге. Или что такое покупаемый нами один миллион тонн нефти для великой России, если она ежегодно добывает 500-600 миллионов тонн? Мы зачем вошли в ЕАЭС? Чтобы валютные войны добили нас?
Надо поддержать наших граждан, занимающихся импортно-экспортными операциями. Им продают доллары с накруткой, значит, возрастает стоимость товаров, которые они привозят в страну. Поэтому надо по опыту России и других стран нашему Нацбанку сделать реестр юридических лиц, занимающихся импортно-экспортными операциями, и давать им возможность напрямую - на аукционах, минуя обменки и комбанки, покупать доллары. Так мы уберем спекулятивную часть, а эти предприятия будут уверены, что у них будет достаточно валюты, чтобы привезти все необходимое для производства и реализации населению. Это можно сделать простым решением НБ КР об усилении контроля по валюте. А чтобы не было злоупотреблений, они должны предоставлять Таможенной службе КР реестр этих компаний, чтобы проверяли – завезли товар или доллары утекли на сторону.
Тем более что одна из задач ЗВР (золотовалютные резервы – прим. ИА «24.kg») - это не только удержание уровня национальной валюты, но и замещение трехмесячного объема импорта, а также покрытие наших краткосрочных долговых обязательств в течение года.
А что делать простому кыргызстанцу?
- Я 10 лет говорю о том, что надо ввести параллельную валюту – кыргызский алтын. В ЮАР есть биржа, где продают монету весом в 33 грамма - это унция золота. И многие покупают их, кладут в банк, применяют при расчетах, так как есть слой населения, который верит только золоту, а не бумажным заменителям. И в Кыргызстане золотовалютные резервы должны быть не только у Нацбанка, а у каждой семьи. И такая монета, выпускаемая НБ КР – алтын, равная стоимости $100, могла бы стать хорошим вложением. То есть все наши обряды – тои, свадьбы, встречи, отметки – все шло бы через этот алтын.
На сегодня Нацбанк сделал одну очень хорошую вещь - выпустил золотые слитки. В малом количестве, правда. Председатель объясняет это тем, что не может купить золото у «Кумтора». Но я пока не разобрался, почему, так как при составлении генерального соглашения право первой ночи - исключительное право покупки золота всегда было у правительства и НБ КР! Куда оно исчезло, я пока не разобрался, для меня это загадка. Он ссылается на какое-то дополнительное соглашение, что они не дают золото… Как это так, я не понял…
На сегодня цифры таковы: продали где-то 54 килограмма, 30 осталось у населения, 24 вернули обратно. Это хороший знак, то есть люди начинают понимать, что в долгосрочной перспективе доллар может подняться или упасть… Но во все времена убежищем всех валют было и останется золото.
И у кыргызов ведь были эти традиции. У главы рода было золото в виде копыта жеребца – тай туяк. Когда невозможно было ничем откупиться, последним аргументом становились эти туяки. То есть должен быть некий неприкосновенный запас, семейный стабилизационный фонд. Выдаешь дочку замуж, 20-30 алтынов ты обязательно должен дать. В Индии, например, невесте дают до 5 килограммов золотых украшений. В Турции молодоженам дарят золотые монетки – это их первоначальный семейный капитал.
Но это только в планах, а пока простому населению я бы посоветовал взять бумагу и посчитать свои доходы. Рядом записать расходы и разобраться с ними: все ненужные траты нужно убирать. Если в семье две машины, пересаживаться на одну: авто требует ежедневных расходов на ГСМ, ремонт. Одной машины на семью хватит. Дорогостоящие покупки – квартиры, дома, дачи - оставить на потом, сейчас необходимо сжаться, оставив только необходимые расходы. Если обучаются трое детей, оставлять одного, который учится на «пятерки», а двум другим постараться найти работу. Надо увеличивать источники доходов. Если ты - здоровый парень, то должен помогать родителям, а не сидеть на шее родителей. В Бишкеке чернорабочий получает в день 750 сомов плюс горячий обед, чай. То есть при желании найти работу можно, и нужно это сделать. Ну и сделать запасы продуктов до июня следующего года, затовариться той же картошкой, потому что в феврале-марте 2016 года ее просто не будет. В общем, надо переходить на скромное житье-бытье. Не до понтов сейчас.