В последнее время депутаты все чаще критикуют работу государственной компании «Кыргызалтын». Нардепы уверены, что руководство ОАО ничего не делает для получения прибыли.
24.kg изучило отчет компании по итогам работы в 2018 году, чтобы понять, какова ситуация на самом деле.
Прибыль без дивидендов
ОАО «Кыргызалтын» на 100 процентов принадлежит государству. В последние два года «Кыргызалтын» не получает дивидендов от Centerra Gold из-за затянувшихся переговоров между правительством и канадским инвестором по проекту «Кумтор». Несмотря на это, по итогам 2018-го компания получила более 91 миллиона сомов чистой прибыли.
А четыре года назад, в 2015-м, она испытывала большие финансовые затруднения и полностью зависела от поступлений дивидендов от Centerra Gold.
«Последние шесть лет «Кыргызалтын» всегда заканчивал год с прибылью. Она составляла от 85 до 533 миллионов сомов. При этом самостоятельно, если не учитывать дивиденды от Centerra, в 2013-2016 годах компания работала в убыток, который достигал 270 миллионов сомов. Еще в 2015 году «Кыргызалтын» испытывал большие финансовые затруднения и не мог погасить свои обязательства, имелась большая кредиторская задолженность», — рассказал председатель правления «Кыргызалтына» Алмаз Алимбеков.
Результатом финансового оздоровления стал рост отчислений налогов, сборов и дивидендов от «Кыргызалтына» в госбюджет. По итогам 2018-го компания даже перечислила 625 миллионов сомов дивидендов. Такой высокий показатель достигли впервые за многие годы.
Как «Кыргызалтын» вывели из убытков
«Когда я стал председателем правления ОАО «Кыргызалтын», ситуация была крайне тяжелой. Из-за больших убытков и необходимости постоянно дотировать «Макмал» мы отправляли людей в вынужденные отпуска, два раза переходили на четырехчасовой рабочий день. Имевшиеся в собственности компании другие месторождения тоже могли встать в любой момент. Надо было срочно что-то делать», — признался Алмаз Алимбеков.
На самом деле тогда мало кто представлял, что можно сделать. Минерально-сырьевая база была полностью истощена как на руднике «Макмал», так и на «Терексае». Оборудование на месторождениях «Кыргызалтына» безнадежно и морально устарело, так как рудник «Макмал» ввели в эксплуатацию в 1986 году, а Терексайский рудник — в 1950-м. То есть рудникам на тот момент было более 30 лет.
Оборудование надо было срочно менять, как и технологию добычи золота, чтобы продлить срок жизни месторождений. Но как это сделать, если подобные проекты требуют многомиллионных вложений? Денег у «Кыргызалтына» не было.
«Да, сегодня работаем с прибылью. Но, чтобы перезапустить месторождения, необходимы большие инвестиции, нужно брать займы. Тогда мы решили пойти другим путем — создать совместные предприятия с иностранными инвесторами. Именно четыре крупных проекта, которые мы реализовали в последние годы, помогли не только вывести компанию из убытков, но и вывести на лидирующие позиции в перспективе», — уверен Алмаз Алимбеков.
Как возродить Макмал?
Единственным объектом ОАО «Кыргызалтын», который сегодня тянет компанию назад, остается филиал «Макмалзолото». Запасы руды на месторождении истощились, и закрывать рудник надо было еще 10 лет назад. Но «Кыргызалтын» продолжал дотировать филиал. Причина только одна — работа «Макмалзолота» на 95 процентов формировала бюджет Тогуз-Тороуского района, в котором живет более 21 тысячи человек. Других предприятий в районе нет.
С 2013 года рудник «Макмал» работал в убыток. Если в 2013-м он составлял 1,1 миллиона сомов, то в 2017-м — 192,6 миллиона сомов.
С 1 сентября 2018 года работу золотоизвлекательной фабрики рудника «Макмал» приостановили. Из 954 сотрудников сократили более 700 человек. Чтобы возродить Макмал, руководство ОАО «Кыргызалтын» решило использовать ту же схему, что и на других своих рудниках.
«Это большие средства, за счет которых район сможет решить все инфраструктурные вопросы (строительство дорог, ремонт школ, больниц и так далее). Кроме того, для увеличения занятости населения и развития региона «Мансон Групп» по согласованию с администрацией Тогуз-Тороуского района построит молочный и кирпичный заводы, модульный завод по переработке меда, теплично-модульный комплекс из поликарбоната, АЗС, магазин, мини-маркет, кафе, ярмарку, двухэтажный мотель при АЗС и трехэтажный гостинично-туристический комплекс», — рассказал Алмаз Алимбеков.
Благодаря инвестору удастся продлить жизнь рудника еще на 10 лет, а самое главное — обеспечить работой местное население.
Что будет дальше?
«В ОАО «Кыргызалтын» разработан проект стратегии развития компании до 2021 года. Он предполагает полную смену системы управления. Мы планируем перейти к холдинговой структуре, которая поможет работать более эффективно», — рассказал Алмаз Алимбеков.
Согласно стратегии, основными направлениями деятельности холдинга в перспективе должны стать поиск, оценка, разведка месторождений полезных ископаемых, подготовка их к освоению для дальнейшего создания совместных предприятий.
Планируется, что финансировать компании будут инвесторы.
«Кыргызалтын» намерен продолжить преобразование убыточных производственных филиалов в совместные предприятия с привлечением инвесторов. Кроме того, планируют создание совместных предприятий с привлечением инвесторов для освоения новых месторождений драгоценных и других металлов, а также новых сервисных предприятий.