23:50
USD 69.84
EUR 79.25
RUB 1.06

Ямочный ремонт - деньги на ветер?

Последний снег, придавший Бишкеку немного романтики, растаял и вновь оголил городские дороги. Водители старательно объезжают ямы, большие и маленькие. Те, кто не успел среагировать, регулярно чинят любимые авто и на чем свет ругают власти.

Лоскутное одеяло дорог

МП «Бишкекасфальтсервис» успокаивает: уже подготовлен план ямочного ремонта дорог на 2016 год. «На каждый из четырех районов столицы предусмотрено по 12,5 тысячи квадратов. Исходя из цены по 800 сомов за квадрат, потребуется 40 миллионов сомов. На работу дается год гарантии. В случае обнаружения дефектов мы их устраняем. Но это ямочный ремонт: сегодня заделали яму, а через неделю рядом может появиться другая. Состояние дорог вы и сами знаете, поэтому удивляться не надо», - особо не радует начальник производства муниципального предприятия Жумакадыр Алымбаев.

Впрочем, бишкекчане и сами это знают. И давно не удивляются. Разве что задаются вопросами, когда улицу отремонтируют полностью и перестанут заделывать полотно недолговечными кусками. Особенно хорошо видны «лоскутки» с высоты многоэтажного дома.

Член общественного координационного совета, что при мэрии Бишкека, Олег Картунов, знакомый с техникой ремонта дорог, не может спокойно смотреть на то, что творится в этой сфере в столице Кыргызстана. «Я вынужден хорошую машину держать для выезда в гости, а обычно езжу на старом, «убитом» авто. Потому что дорог, по которым можно ездить, у нас нет. Как и тротуаров для нормального передвижения пешеходов», - сетует глава компании «Российская техника». Решить проблему можно, уверен он. Было бы желание.

История вопроса

Почти два года назад Олег Картунов обратился в Агентство развития города Бишкека с предложением презентовать новую технологию ямочного ремонта дорог. Презентация прошла в конце октября 2014 года на мосту на пересечении улиц Линейной и Абдрахманова. Время было выбрано специально сразу после дождя. Пресс-служба мэрии тогда подробно отрапортовала о преимуществах новой технологии, альтернативной старому методу. «Во-первых, этот метод не боится погодных условий. Ремонт можно проводить при температуре до -7…-8 градусов, независимо от осадков. Во-вторых, метод не требует перекрытия автотранспортного движения. Кроме того, для осуществления ремонта требуется всего два человека, включая водителя. Еще одним преимуществом является то, что за полный рабочий день можно отремонтировать 150 метров асфальтобетонного покрытия дорожного полотна и при этом сразу использовать новые  участки для движения», - поясняли в муниципалитете.

«Метод пневмонабрызга не требует предварительной обрубки и очистки выбоин, что предотвращает образование мелких трещин, которые, в свою очередь, могут стать причиной появления новых ям. Ремонт квадратного метра ямы стоит 850 сомов. Это на 10-15 процентов дешевле традиционного ремонта. Гарантия - от одного года. При использовании дороги тяжелой грузоподъемной техникой возможна небольшая деформация, но ни в коем случае не разрушение», - цитировали в мэрии Олега Картунова, главу компании «Российская техника».

Тогда комиссия в лице депутатов городского кенеша, представителей «Бишкекасфальтсервиса» и сотрудников управления капитального строительства мэрии решила дать месячный испытательный срок отремонтированным участкам и - в зависимости от результатов - поставить вопрос на обсуждение.

Обещанного три года ждут

«Прошло полтора года, ответа мы до сих пор не получили. Кстати, мэр предложил нам сделать пилотный проект, залатать еще несколько улиц. Обещали все оплатить. Заделали ямы на Виноградной - от Горького до городского катка и на Каракумской - от Чуя до Бородина. Всего сделали примерно 110 квадратных метров из расчета 800 сомов за каждый. Оплату нам до сих пор не произвели. При этом наши заплатки стоят, а все вокруг уже вылетело, причем меньше чем через полгода, но переделывать это никто не будет, - рассказал Олег Картунов ИА «24.kg» и предложил продемонстрировать поставленные ими латки. - Мы работаем с мелким щебнем, и перепутать его невозможно».

Проехали, убедились: заплатки на месте.

В чьих интересах?

Бизнесмен уверяет, что не преследует какие-то личные интересы: «Мне, если честно, неинтересно работать в городе. Мы третий год работаем в Казахстане, а там расценки совсем другие. В 2015 году наша компания сделала в 4 раза больше, чем 250 человек «Бишкекасфальтсервиса» и две подрядные конторы. В 2016-м нас пригласили работать и в России… Просто мне надоело смотреть, что творится с дорогами в Бишкеке. Если работу можно сделать качественно и недорого, почему нет? Но хочется этого, судя по всему, мне одному».

«Наш метод неинтересен и неудобен мэрии по одной простой причине – он безобразно прозрачен. Работает всего два человека, машина, в которой спрятать и приписать что-то сложно. По существующей технологии яму нужно обрубить и придать ей правильную форму. То есть искусственно добавляют каждый раз 30-40 процентов к общей площади. Обрубка краев ямы разбивает нижний, несущий слой асфальта, и поэтому ямочный ремонт можно делать бесконечно. Плюс мы даем гарантию от двух лет, то есть минимум 60 процентов – это прямой экономический эффект», - считает Олег Картунов.

«В Бишкеке ежегодно асфальтируют одни и те же улицы. И асфальтируют безобразно. Я живу на пересечении улиц Киевской и Исанова, у меня под окнами по улице Исанова в 2015-м дважды делали ямочный ремонт от Киевской до Токтогула, причем полностью перекрывали улицу на два дня. Заделывать траншею не стали, просто щебнем засыпали. Люк с левой стороны раздолбали и бросили. Про тротуары вообще можно не мечтать. И это в пяти минутах от мэрии! Заделывали ямы и на Линейной/Ибраимова. После первых дождей все заплатки вылетели полностью, а на Вятской ремонт делали в ноябре, асфальт кидали в мокрую землю, в дождь. Даже не укатали как следует. Такая методология работы как минимум удивляет», - негодует глава «Российской техники».

«Не могут в Бишкеке по уму заделать и трещины на дорогах. Швы нужно заливать специальным герметизирующим составом, у нас же делают проще – поливают битумом и посыпают песком. Это то же самое, как рану после операции солью посыпать. Песок, попадая в яму, ее разъедает, а битум неводостойкий. Вместо того чтобы дорога прослужила после заливки трещин 10-15 лет, она разваливается за 3-4 года, и мы снова ищем деньги на ремонт», - добавляет он.

Олег Картунов признает, что их технология ямочного ремонта, пневмонаброска, не гарантирует 100-процентного качества: «10-15 процентов брака всегда идет в любом деле, как бы то ни было. Но напомню, этот брак мы убираем за свой счет».

«Суть технологии такова: яма продувается сжатым воздухом. После того, как она подготовлена, в нее под давлением нагнетается щебень, облитый специальной бетонной эмульсией. Ее состав, согласно госту, не менее 55 процентов битума и водно-мыльный раствор с ортофосфорной кислотой и эмульгаторами. Эта эмульсия на водной основе. Поэтому не боится влаги. Эмульсия за счет добавки специальных реагентов и эмульгаторов сохраняет пластичность. То есть зимой не трескается, не лопается, а летом не плавится, как асфальт, и не растекается. Опыт работы показывает: даже на магистралях с огромным грузопотоком качество таких заплаток довольно высокое», - добавляет Олег Картунов.

«Мы используем эту технологию с 2013 года. А мэрия, учитывая, видимо, какие-то частно-финансовые нюансы, очень сильно противится ее внедрению. Конечно, мы могли бы участвовать в тендерах. Но нам не дают из года в год. Почему? Тендерные требования пишутся под конкретные компании. Выигрывают одни и те же фирмы - придворные. Они включают в тендер требования о наличии асфальтобетонного завода, специальной дорожной техники. Наши доводы о том, что нам не нужна техника, остаются без внимания. Законных же, обоснованных причин, чтобы отказать в применении нашей технологии, у них нет. В «Бишкекасфальтсервисе» заявляют, что наша технология не соответствует никаким требованиям. Но предъявить какие-то документы и заключения не могут.

ГОСТ на саму технологию – 1981 года, ГОСТ на битумную эмульсию – 1982-го, то есть ничего нового и сверхинновационного мы не используем. Берем лишь то, что было одобрено, испытано и проверено еще в Советском Союзе. Просто модернизировали оборудование. У нас около десяти патентов на эту установку. Выпускает ее по нашим чертежам и заказу завод на Украине», - поясняет предприниматель.

Жумакадыр Алымбаев подчеркивает, что «Бишкексасфальтсервис» «тут ни при чем». Все решает мэрия, поскольку вопрос это финансовый.

«Все не так просто»

ИА «24.kg» поинтересовалось у мэра Бишкека Кубанычбека Кулматова, почему в мэрии не дают ответа Картунову с конца 2014 года. «Не все там так просто», - привычно ответил градоначальник. В чем же заключаются трудности? «Давайте я разберусь, узнаю», - пообещал Кулматов. И добавил: «Я его просил, чтобы он лично меня пригласил на презентацию, чтобы я сам видел, но с тех пор я никак не мог дождаться этого. Никто меня не приглашал, сказали, что вся техника работает в Казахстане, как привезут, покажут. С тех пор я жду. Готов встретиться, поговорить».

Мэр подчеркнул, что качество ямочного ремонта постоянно проверяют: «Есть целое подразделение, которое занимается экспертизой». А появившиеся ямы «не говорят о том, что это те же самые ямы».

Депутат же Бишкекского горкенеша Эрнис Докенов считает, что ямочный ремонт – это деньги на ветер. «Эти махинации делаются не только у нас в городе, но и везде. Чиновникам невыгодно работать, чтобы было удобно и комфортно горожанам, лишь бы самим чиновникам было комфортно. Здесь интересы именно фирм подрядчиков, которые выигрывают тендер, и определенных чиновников муниципалитета. Если мэр два года не допускает к тендеру Картунова, то значит там учтены интересы и мэра в том числе. Это мое сугубо личное мнение», - заявил он ИА «24.kg».

Он отмечает, что подрядчик должен переделывать брак. «У нас же крайнего не найдешь: тендер выигрывает одна компания, потом другая, и крайнего не найдешь. И это из года в год повторяется. А решить проблему легко, - считает нардеп. - Было бы желание глав муниципалитетов, исполнительного органа. Как говорится – верхи не могут, низы не хотят».

Кстати, «Бишкекасфальтсервису», по словам Жумакадыра Алымбаева, как бюджетной организации отдали ямочный ремонт без участия в тендерах. А значит, отходить от старых технологий, скорее всего, не будут. Но хотя бы спросить за качество есть с кого. Еще бы ответили на этот спрос.

Видео Олега Картунова

Фото ИА «24.kg»

Бизнес