00:22
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Расширение рынков сбыта. Разговоры и только?

В Бишкеке сегодня прошел очередной бизнес-форум. На этот раз обсуждали проблемы переработчиков и перспективы экспорта. Организаторы напомнили: продукты питания из Кыргызстана – своего рода визитная карточка нашей страны.

- Благоприятные климатические условия (много солнца, чистая горная вода, минеральные почвы) позволяют выращивать ароматные, полные вкуса фрукты, овощи и ягоды, получать отменные мясо и молоко. Данный сектор экономики – приоритетный. Его развитию уделяют внимание государственные органы, международные организации, инвестиционные проекты и коммерческие компании. Подъем сектора уже начался и затронул всех участников производства: от фермеров до экспортеров и партнеров за рубежом. В ближайшее время сектор ожидает еще больший рост, - уверены они.

Участникам рассказали, что в республике есть все возможности для развития переработки овощей, ягод, молока и мяса, включая приближенность к сырьевым зонам и емким рынкам сбыта продукции (Казахстан, Россия, Китай, внутренний рынок Кыргызстана). Недостающим звеном в цепочке назвали разрыв производства и покупателя готовой продукции. В сложившейся рыночной ситуации торговым сетям и дистрибьюторам зачастую легче заказать и приобрести готовый продукт у крупных международных игроков, нежели у производителей Кыргызстана. Причина - практически отсутствующий маркетинг торговой продукции.

- Однако наши фермеры говорят, что могут производить больше. Было бы, куда продать. На самом деле есть куда, - заявил директор по развитию консалтингового агентства M-Vector Роман Погожев и привел несколько примеров.

Первый. Абрикоса в настоящее время выращивают от 50 до 70 тысяч тонн, в зависимости от сезона и урожайности, в основном (68 процентов) в Баткене, немного на Иссык-Куле, в Чуе, Джалал-Абаде, Оше. Что дальше происходит?

- Конечно, здорово продать свежий фрукт, но надо понимать, что добавочная стоимость очень низкая. Потенциал есть, и его можно использовать, - говорит он. - Из того, что производится, 15 процентов идет на местный рынок и 85 процентов - на экспорт, 90 процентов которого – в Таджикистан, причем за копейки. При этом Таджикистан является крупнейшим поставщиком абрикоса в ту же Россию или Казахстан. Почему Кыргызстан не может этого сделать?

- Просто один таджик круто поднялся, продавая абрикос. Ему сейчас со всего мира заказывают, - невесело заметил один из переработчиков.

- Давайте поможем одному кыргызу! Когда разговариваешь с переработчиками, мне говорят: «Ну-у, мы же не западная страна, не Европа. А когда смотришь, оказывается, есть примеры, как таджик поднялся. У вас тоже есть потенциал! – сказал Роман Погожев.

Пример второй. Яблок по всей республике производится 255 тысяч тонн в год. Какой процент просто выбрасывают, скармливают скоту, гниет? 36 процентов! Хотя для переработчиков, по сути, это золото.

- Пример третий. В год в республике выращивается примерно 4 тысячи тонн малины и 5 тысяч тонн клубники. Менее 5 процентов производимых ягод перерабатывается на местных заводах. При этом есть 19 заводов, которые могут делать варенье. На экспорт идет не более 10 процентов урожая ягод. Понятно, чтобы вырастить сады, требуется несколько лет, но когда говорим о клубнике и малине, год-два - и можно собирать. То есть возможности для роста и расширения есть, - в который раз сказали собравшимся.

В качестве решений Роман Погожев перечислил несколько вариантов:

- Импортозамещение,

- Расширение сбыта на существующих рынках,

- Диверсификация продукции (если мы производим варенье, почему бы не выпускать соки; если маринуем огурцы, почему бы не продавать томатную пасту),

- Выход на новые рынки с новой/существующей продукцией.

Спикер попытался опровергнуть мнения о том, что сейчас кризис и продавать ничего невозможно.

- Зарубежные импортеры приходят на наш рынок, несмотря на дальность расстояний и транспортные расходы, дополнительные административные траты, и продают у нас под боком, пока мы мечтаем об экспорте. В 2015 году они импортировали переработанные фрукты и овощи на $16 миллионов, молочные продукты – на $11 миллионов, ягоды – почти на $25 миллионов. Почему бы нам хотя бы частично не заменить эту продукцию? Конечно, при условии, что местные производители смогут обеспечить конкурентную цену и качество продукции. 

- При этом, если мы прибавим внутреннее производство и импорт, все равно не получим тот объем, который съедаем. Самый главный конкурент наших производителей – домохозяйки, - сказал вдруг Роман Погожев. - Хорошо это или плохо? Так есть. Но мы попытались посчитать, что выгоднее: купить те же маринованные огурцы в магазине или сделать самим? Своя продукция получится в 1,5-2 раза дороже. Это говорит о том, что можно попробовать поработать с этим рынком и захватить его. Качество можно сделать лучше, объемы - стабильными.

- Доноры могут помочь в рекламе «Не делайте заготовки дома!» - пошутили из зала.

- Тем более отравлений много было! – добавил уже кто-то всерьез.

- Да, было бы хорошо, чтобы доноры больше инвестировали в инфраструктуру, оборудование. Но не соглашусь в плане управления. Есть примеры, когда строили заводы под ключ, а через год закрывали, не найдя клиентов. Или строили там, где сырья принципиально нет, - ответил Роман Погожев.

- У производителей на самом деле куча проблем, начиная от переработки, финансов, складирования и так далее. Порой производственники просто не знают, что делать. А мы эти 20 лет только и говорим, что все возможно, - заметил один из участников форума.

Бизнес