Известно, что продуктивность любой работы оценивается коэффициентом полезного действия. Для тех, кто забыл, напомним, что это является основной характеристикой эффективности любой системы, в том числе и СМИ.
На днях журналисты отправились в пресс-тур по Нарынской области с участием президента, чтобы ознакомиться с ходом реабилитации трассы Бишкек – Нарын – Торугарт, посмотреть, как идет строительство альтернативной дороги Север – Юг и тоннеля Кок-Арт. Средства и время на эту поездку были затрачены весьма значительные.
В пути
Поездка была просто замечательной. «Мы ее никогда не забудем», - говорили журналисты. И правда, трудно забыть, как 17 человек преодолели около 680 километров за 10-12 часов пути.
Выехала пресса из Бишкека 29 сентября около пяти утра. Едем, любуемся красотами Кыргызстана: горы, природа, чистый воздух, вдоль дороги пасутся тучные стада лошадей. Все это рождает хорошее, приподнятое настроение. Но вскоре начались утомительные перевалы, серпантины, и все почувствовали, что профессия журналиста действительно не так уж проста. Кто-то шутя спросил: «А мы по правильной дороге движемся?»
Но вот и первый объект, трасса Север – Юг. «Работа идет полным ходом, задействованы современная техника и хорошие специалисты. Все идет по графику», - рассказали инженеры.
Вскоре микроавтобусы двинулись дальше, тем временем часы уже показывали 15.00. И стало понятно, что к намеченному сроку, когда на входе в тоннель должна была состояться встреча с президентом страны, пресса подъехать не успевает. В этот момент мы преодолевали лишь перевал в Казармане. «Ох уж наши дороги! А ведь местным жителям приходится постоянно ездить по ним», - думаю я.
Испытание на прочность
Пресса откровенно опаздывала, поэтому навстречу ей отправили два джипа, часть журналистов пересели туда, и машины рванули с бешеной скоростью. Но часы уже безжалостно показывали 16.00.
- Лишь бы успеть, - с тревогой говорили сидящие в авто. Но кого-то от быстрой езды по высокогорному перевалу все-таки укачало. С горами шутки плохи.
И вот показались машины ГАИ и группа людей. «Ура! Доехали!» - обрадовались мы. Но напрасно: оказалось, что Алмазбек Атамбаев уже прибыл, и охрана, согласно протоколу, нас не пропустила: пресса должна приезжать заранее. «Что? Как? Почему не пускают? Зачем тогда мы вообще приехали?» - возмущались журналисты. Встреча с президентом так и не состоялась. Вот такая продуктивность. И как тут не вспомнить вечные вопросы русской литературы: кто виноват и что делать?
Простояли там какое-то время и все-таки отправились посмотреть на объект, к которому добирались с такими усилиями, проделав длинный путь.
Порадовало, что возле объекта увидели много различной техники - тракторы, экскаваторы… «Да, работают», - отметили мы про себя.
Впечатляет
- Свершилось! Мы это сделали, все же добрались до тоннеля, - с радостью воскликнули уставшие журналисты и выскочили из машин. Очень впечатляет. Грандиозный и стратегически важный объект. Масштабы внушают оптимизм и надежду, что страна развивается.
- На сегодня тоннель выработан на 25 метров на северном портале. Протяженность объекта составляет 3 тысячи 750 метров, он распложен на высоте 2,511 тысячи метров над уровнем моря. Рядом строится еще один тоннель - аварийный, служебный. Сметная стоимость объекта - $129,78 миллиона. Полностью тоннель пройдут к 2017 году, затем установят систему освещения, вентиляцию, электрический обогрев дренажных систем и автоматизированную систему пожаротушения, - сообщили представители Минтранса.
Вхолостую
Увидев то, зачем мы прибыли сюда, поговорив со строителями, запечатлев все это на пленку, журналисты отправились обратно. Но на этом радости и неожиданности не закончились. В гостинице нас разместили всего лишь около трех часов ночи. Все были измотаны, предельно устали, но спать все же легли не сразу: журналисты непрерывно печатали новости, монтировал сюжет, чтобы отправить материал в редакцию. «Мы, как военные, работаем в полевых условиях и беспрекословно едем, куда скажут», - говорит коллега. И вроде правильно. Однако вопросы все же повисли в воздухе: так ли трудно было просчитать время в пути, чтобы прибыть к месту назначения в срок? Почему так низок КПД работы организаторов поездки?
«Зачем мы вообще приехали? Разве цель оправдывает средства? Мы готовы ехать и 16 часов, но если есть результат. Ведь нам это не впервой, привыкли к такому режиму работы», - в раздражении говорили журналисты на следующее утро.
Увы, это правда. Слишком много затрачено сил и средств, а коэффициент полезного действия оказался столь мизерным. Вспомним, ведь ценность любого механизма или работы определяется именно этим показателем. Порой, бывает, вкладываешь большие усилия, усердно что-то делаешь, а механизм сдвинулся лишь на миллиметр. Так произошло и в нашем случае.
Фото ИА «24.kg»