03:16
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Налоговый кодекс: в чьих интересах кроим?

На общественное обсуждение 19 марта вынесены поправки в Налоговый кодекс. Инициатором документа выступил депутат фракции «Ата-Журт» Азамат Арапбаев. Предлагаемый документ освобождает от налога на прибыль отечественные предприятия, вкладывающие крупные суммы в производство на территории родной страны.

Отметим, Налоговый кодекс много раз менялся. Наверное, он самый популярный после закона о выборах по числу желающих его перекроить. ИА «24.kg» узнало у респондентов, в чьих интересах очередная попытка.

Азамат Арапбаев, депутат Жогорку Кенеша:

- Мы стоим одной ногой в Евразийском экономическом союзе. Мы говорим, что нам нужны инвесторы. Всех зазываем: «Приходите. У нас самые лучшие условия». Но делаем не так много. Нужно создавать преференции. Мы посмотрели опыт Казахстана. За годы после вступления в ЕАЭС там открылось около 4 тысяч новых совместных предприятий.

Нам тоже нужно задуматься над этим вопросом. Поэтому я предложил внести в Налоговый кодекс изменения по уплате налога на прибыль для крупных предприятий. Во-первых, предлагается освобождать от налога только те, которые появятся и ввезут оборудование в Кыргызстан после 1 января 2015 года. Во-вторых, у компании должна быть абсолютно чистая бухгалтерия. Никакой «черной» и «белой». Мы выставили условие, чтобы зарплата «на руки» у сотрудников (а их должно быть не менее 50) была минимум 30 тысяч сомов. Естественно, им придется заплатить существенные суммы подоходного налога и платежей в Соцфонд. В-третьих, действие преференции распространяется на 5 лет. После этого компания начинает платить налог на прибыль.

Я считаю это важным шагом. Нужно обязательно принять данную норму в ближайшее время. Возьмем, например, компанию Samsung. Она производит телевизоры и холодильники для рынка стран ЕАЭС. А почему ей не дать преференцию, чтобы она разместила свое производство у нас?

Замирбек Осмонов, председатель Государственной налоговой службы:

- Депутаты предлагают освободить от налога на прибыль вновь создаваемые предприятия. Мы руководствуемся Налоговым кодексом. В нем есть 8 основных принципов. Один из самых важных – принцип равенства. Если будем индивидуально освобождать от налогов, как потом будем пополнять бюджет? С другой стороны, я согласен, что нужно привлекать инвесторов. Но для этого можно использовать и другие методы. Если посмотреть ставки налогов по странам ЕАЭС, то наиболее низкие - у нас. В то же время наш бюджет практически на 80 процентов складывается из налогов. Других источников доходов почти нет. Поэтому к таким вопросам мы должны относиться крайне осторожно и принимать взвешенные решения.

Алла Измалкова, депутат Жогорку Кенеша:

- Полностью поддерживаю инициативу. Более того, я одна из инициаторов законопроекта. Кыргызстан сегодня не может похвастаться хорошим инвестиционным климатом, но мы должны как-то привлечь инвестора. Налог на прибыль – такой налог, который, как правило, многие стараются скрыть. С другой стороны, если это крупные акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, им должно быть, наоборот, выгодно показывать прибыль. Закон будет стимулировать открытие бизнеса в нашей стране. Мы много хвалились тем, что у нас наиболее благоприятный налоговый климат, оказалось - ничего подобного. В Казахстане давно более благоприятные условия. Они нас обошли. Теперь нам нужны инициативы, чтобы сделать страну более привлекательной.

Конечно, нужно делать послабления и для действующих крупных предприятий. Например, мы предлагаем амнистию по страховым взносам. Нужно еще что-то делать, чтобы наши предприятия быстрее адаптировались к нормам ЕАЭС.

- Почему тогда вы так поздно вышли с инициативой?

- Отчасти я сама виновата в этом. Когда только пришла в парламент, то предлагала похожий законопроект – освобождение новых предприятий от налога на прибыль на 3 года. Тогда он не прошел. Правительство не поддержало. Вообще подобные законы очень трудно проходят через кабинет министров. Они и сами ничего не предлагают, и инициативы депутатов стараются «погасить». Сразу появляются отрицательные заключения. В частности, закон об амнистии по страховым взносам я «пробивала» больше года. Только сейчас с большими усилиями он принят в первом чтении.

Иван Климентьев, бизнесмен, город Кара-Балта:

- Не согласен с предложением. Я понимаю, что ситуация сейчас сложная, денег на развитие собственного производства в Кыргызстане нет, но почему предлагается освободить от налогов только новые и крупные компании? А как же малый и средний бизнес? Получается, мы должны сами разбираться с проблемами? Ведь нам тоже придется несладко после вступления в Евразийский экономический союз. Власти готовы сделать любые поблажки, чтобы к нам пришли иностранные деньги, а про нас забывают.

Расходы бюджета постоянно растут. Он же, в основном, состоит из поступлений от налогов и таможенных платежей. Значит, именно эта часть должна увеличиваться. Откуда брать деньги, если у нас такие шикарные условия для иностранных инвесторов? Ответ очевиден – платить будет малый и средний бизнес. У местных бизнесменов нет больших денег. Создать новое крупное предприятие можно только за счет иностранного капитала. А у нас и так растет недовольство работой иностранных предпринимателей в стране. Если примут эту поправку, оно только усилится.

Максат Ишенбаев, экс-зампредседателя Национального банка КР:

- Не вижу смысла изменять ставку налога на прибыль. Проблема не в ней. Она у нас достаточно либеральная – всего 10 процентов, и ниже, чем в других странах. Существенных послаблений освобождение предприятия от десятипроцентного налога не даст. Бизнесмены готовы платить эти деньги. Тем более, если речь о крупном бизнесе и иностранных вложениях.

Депутаты пытаются, в том числе, бороться и с теневой экономикой. Это хорошо. Но более действенным решением этой проблемы стала бы реформа Соцфонда. Социальные платежи - большая нагрузка для предпринимателей. Должен быть единый социальный платеж – не выше 18 процентов от дохода. Мы постоянно говорим, что значительная часть экономики в тени, но там предприниматели находятся именно из-за зарплаты. Люди получают деньги в конвертах, чтобы не платить большие отчисления в Социальный фонд. Уже сколько опросов делалось, предприниматели всегда говорят, что в этой области у них самые большие проблемы. На это стоит обратить внимание. Надо изучить ситуацию в других странах и затем принять решение.

Шахида Урматова, владелица магазина в Бишкеке:

- Конечно, обидно, что депутаты заботятся только о крупных компаниях. Порой совсем забывают о малых и средних. При вхождении в Евразийский экономический союз одинаково тяжело будет всем – и мелким, и крупным. С другой стороны, я поддерживаю идею. После развала Союза у нас практически и не осталось больших промышленных предприятий. Малый и средний бизнес все-таки не может дать большое число рабочих мест. Почти все годы независимости мы только торгуем, ничего не производим, а ведь могли бы быть не хуже других.

Недавно разговаривала с родственниками из Казахстана. У них много предприятий открылось после вступления в Таможенный союз. Нам тоже нужно возрождать промышленность. Но денег-то нет. Постоянно об этом в новостях говорят. Вся надежда на большие иностранные компании, которые могут вложиться по-крупному. Нам это нужно, как воздух. Но и им должно быть выгодно. Поэтому я приветствую законопроект, если он возродит нашу промышленность и переработку. Пусть 5 лет не платят налог на прибыль. За это время наладят производство, встанут на ноги, а потом будут платить большие налоги.

Кубанычбек Идинов, экономист:

- Если рассматривать данную норму с точки зрения бюджета, то для казны она не будет полезной. Только создаст дополнительные проблемы. Но вот для развития бизнеса нужна. Освобождение новых предприятий от налога на прибыль даст импульс для развития. Они будут стараться работать чисто, точно рассчитывать затраты и выручку. Многие сейчас ведут двойную бухгалтерию, чтобы не платить налог на прибыль. В итоге больших поступлений в бюджет нет. Освобождение от налогов новых предприятий используют многие страны мира. Такой метод вполне можно применить и у нас.

Толонбек Абыров, доктор экономических наук:

- Любое развитое государство проводит хорошую налоговую политику в отношении частных предпринимателей. Освобождает их от ряда налогов, в том числе и на прибыль. Есть большая линейка льгот, позволяющая новым предприятиям активно развиваться. Например, предприятие освобождается от налога на прибыль, НДС, пошлин при ввозе высокотехнологичного оборудования или конструкторской разработки. Это распространенная практика. Освобождение от налога на прибыль - хорошая поддержка. Это делается для того, чтобы предприятия не уходили в тень, не боялись показывать прибыль. Но норма должна распространяться именно на производства. Было бы хорошо, если бы норма применялась и к тем, кто ориентируется на инновационный продукт.

В Министерстве экономики инициативу пока не комментируют. Курирующий отрасль заместитель главы ведомства Адылбек Касымалиев сослался на то, что детально не изучал документ. Свою позицию ведомство готово озвучить в ближайшее время.

Фото из Интернета

Бизнес