В парламенте Кыргызстана разработали законопроект о разрешении споров посредством медиации. Документ подготовили депутаты Эркингуль Иманкожоева, Турсунтай Салимов, Данияр Тербишалиев.
По их данным, необходимость принятия законопроекта продиктована маргинализацией общества, ростом конфликтности и практики решения вопросов давлением на власть.
«В течение 20 лет накапливалась социальная неудовлетворенность общества, недоверие к власти и другим общественным институтам. Исправительные учреждения переполнялись людьми, у членов общества из-за потока негативной информации накапливался стресс. В этих условиях стала востребованной деятельность членов общества (медиаторов), способных оказать содействие в добровольном урегулировании спора между сторонами. После двух революций и июньских событий на юге республики медиация стала просто необходимостью. В сложившейся ситуации правозащитные и международные организации стали предлагать свои услуги по примирению сторон конфликта. Появились объявления об обучении медиации. Участники примирения сами стали подвергаться различному давлению со стороны участников конфликта, а иногда и правоохранительных органов. Признав примирение одним из возможных оснований для прекращения уголовного дела, законодатель никак не урегулировал сам процесс примирения, законодательно не закрепил ни сам термин «медиация», ни принципы и правила ее проведения. Фактически процесс примирения оказался «отданным на откуп» сторонам. Никто не знает, как они сегодня договариваются. Происходит ли то подлинное примирение, которое составляет основу медиации, или просто состоится банальный торг между потерпевшим и обвиняемым? Неудивительно, что каждый факт примирения вызывает подозрения у должностных лиц правоохранительных органов», - говорится в документе.
Отмечается, что «непрозрачность» примирительных процедур, отсутствие медиаторов, имеющих соответствующую подготовку и допущенных к медиации по уголовным делам, создают объективные основания для подобных подозрений.
«Имея формальное право на прекращение дела, следователи и дознаватели фактически не пользуются им и продолжают направлять подобные дела в суд. Возможно, при этом они и сами опасаются упреков в попустительстве обвиняемым. Учитывая вышеизложенные проблемы и то, что от медиатора требуются особые качества, возникла необходимость придания этому процессу правовой основы. Элементы медиации и сейчас содержатся в УК, УПК, ГПК. Однако это только элементы, допускающие ее проведение. Для создания условий введения практики медиации в алгоритм гражданского и уголовного судопроизводства, разрешения споров путем внесудебных процедур требуется правовая основа этой деятельности. Положительный экономический эффект от принятия законопроекта будет значительным. А в силу ведения деятельности за счет услуг некоммерческого неправительственного сектора расходов из бюджета практически не потребуется», - говорится в документе.