Зачастую повышение квалификации учителей проходит формально. Об этом сегодня на заседании парламентской фракции «Ата Мекен» сообщила депутат Наталья Никитенко.
По ее словам, система повышения квалификации учителей – вопрос достаточно болезненный. «Слово «реформа» уже приелось. Мы каждый раз пытаемся что-то реформировать, но когда подводим итоги, то либо ничего не сделано, либо реформа ради реформы. А содержание остается на достаточно низком уровне», - сказала нардеп.
«У нас получается замкнутый круг. Каждый год говорим, что не хватает учителей, ежегодно бюджетные средства в основном идут на педагогику, на подготовку учителей. А приходят ребята на эти специальности с не самыми высокими баллами. Конечно, в рамках университета он получает определенные навыки, но как педагог будет формироваться в школе, в классе, на практике. И какой педагог из него получится, во многом зависит и от системы повышения квалификации, от доступа к информации. Может, стоит усилить роль единого института и преподавать учителям один стандарт? Сегодня есть разные подходы. И не всегда стандарты преподавания внутри одной системы совпадают. По закону, каждые пять лет педагог обязан проходить повышение квалификации. Но зачастую это происходит формально», - считает Наталья Никитенко.
Она добавила, что нужно говорить о стимулировании учителей. «Раньше была привязка зарплаты к категории учителя, к тому, прошел он повышение квалификации или нет. Когда была реформа зарплаты учителей (в 2011 году), категории убрали. Но взамен не дали другого мотиватора, как педагог должен расти и на что должен ориентироваться. В зависимости от этого, в том числе, должна формироваться и его зарплата. Этот вопрос перед Министерством образования мы ставили неоднократно. Считаю, что нужно возвращаться к категориям либо найти иные механизмы», - предложила Наталья Никитенко.
Заместитель министра образования и науки Токтобубу Ашымбаева пояснила, что в настоящее время ведомство рассматривает вопрос возвращения мотиватора – либо категорию, либо что-то другое. Варианты обсуждаются с экспертами и учителями-практиками. Сегодня доплаты учителей, по ее данным, осуществляются через стимулирующие фонды, которые составляют 10 процентов от общего фонда зарплаты.