За два месяца в Боомском ущелье зафиксировали 19 стихийных бедствий, одно из которых унесло жизнь кыргызстанца. А власти лишь рапортуют о мобилизованных службах для расчистки трассы от камней. Все знают о высокой вероятности камнепадов и схода грязевых потоков, но никто не признается, почему на опасных участках не предусмотрели заграждения и селеотводящие сооружения.
Бездействие = преступление
На прошлой неделе премьер-министр Сооронбай Жээнбеков провел совещание по обеспечению безопасного проезда по Боомскому ущелью. Он констатировал, что с 5 мая по 3 августа на трассе произошло 7 камнепадов и 12 сходов селей. Руководители министерств доложили, что там находится специализированная техника, работает Патрульная служба МВД.
По словам министра транспорта и дорог Замирбека Айдарова, комиссия выясняет причины затопления участка дороги со 136-го по 140 километр из-за ливней. По результатам проверки устранят возможный дефект в дорожной конструкции.
Чиновники знают, что в ближайшее время обвалы повторятся. Министр чрезвычайных ситуаций Кубатбек Боронов сообщил, что в Боомском ущелье выявлено 94 селевых, 16 обвально-осыпных и 2 оползневых участка. Из них особую угрозу представляют 17 селевых участков, 3 участка обрушения и один обвал.
В разгар туристического сезона ГУПМ МВД и вовсе рекомендовало воздержаться от поездок из-за камнепадов. Но остановить поток машин, устремившихся к озеру, невозможно. В итоге очередная грязевая масса накрыла минивэн, в котором находилось 11 человек. Один пассажир погиб. Это ли не повод бросить все силы на укрепление опасных участков, а не тратить время на расследования?
В поисках виновных
Реконструкция трассы Бишкек – Нарын – Торугарт обойдется Кыргызстану в $400 миллионов, не считая процентов по кредитам. Участок со 2-го по 272 километр финансирует Экспортно-импортный банк Китая, выделив $200 миллионов.
На заседании в правительстве чиновники признали, что на некоторых участках отсутствуют заграждения. Когда еще только готовился проект реконструкции дороги, Министерство чрезвычайных ситуаций дало заключение о необходимости защиты от камнепадов. «В 2011 году пришел ответ, что все соблюдено. Сегодня в результате обильных осадков мы видим, что камни не держатся, поэтому происходят обвалы, - пояснил ИА «24.kg» глава МЧС Кубатбек Боронов. – При обследовании трасс Бишкек – Нарын – Торугарт и Балыкчи – Каракол – Энильчек выявлено 73 опасных участка, обнаружено несколько селеопасных мест. Защитные мероприятия должно проводить Министерство транспорта и дорог, так как заграждения установлены не везде. С нашей стороны на время туристического сезона в Боомском ущелье дежурят спасатели, установлен дополнительный пост на мосту в Нарыне».
Дело труба
Контроль за исполнением проекта возложен на группу реализации инвестиционных проектов при Минтрансе. Ее директор Кубанычбек Мамаев утверждает: все, что включили в проект, выполнено. Документ разрабатывал проектно-изыскательский институт «Кыргыздортранспроект». Именно ПИИ определял участки, подверженные камнепадам и сходу селей.
Наиболее сложным назван отрезок со 130-го по 147 километр в Боомском ущелье. Сложность в том, что трассу расширяли до четырех полос. По техническим параметрам она относится к третьей категории, так как зажата с одной стороны обрывом к реке Чу, с другой – склоном гор, по которому проходит железная дорога.
Вдоль трассы расположены надземные и подземные кабельные коммуникации и высоковольтные линии. «Учитывая сложные условия местности, решено увеличить на данном участке пропускную способность, частично меняя параметры плана и профиля, за счет увеличения ширины проезжей части и устройства четырех полос движения (по 3,5 метра шириной), что соответствует дороге второй технической категории. При проектировании поперечного профиля создавались шаблоны стилей откосов насыпей и выемок с шаблонами кюветов, по которым назначались интервалы. Для обеспечения водоотвода рассчитывали линию профиля дна кювета слева и справа, после чего редактировали его дно», - говорится в проекте ПИИ.
По прогнозу Гидрометцентра, месячная норма осадков для этого района – 26 миллиметров, а по факту за 10-15 минут выпадает до 16-20 миллиметров. В несколько раз превышена годовая норма. Грунт размыт, камни обнажились, появилась опасность камнепадов. В сентябре на Иссык-Куле пройдут Всемирные игры кочевников, потоки туристов и делегаций устремятся через перевал. Чиновники заверяют, что обеспечат безопасность. Минтранс готовится к принудительному спуску камней. Однако это не может гарантировать, что обвал не произойдет вновь. Следует отметить, что в заключении правительственной комиссии отсутствуют рекомендации по установке заграждений. Минтранс сначала спустит камни, а о строительстве защитных стен подумает в следующем году.