В этом году фермерам Кыргызстана повезло — дождливые весна и начало лета уберегли от засухи. Впервые всерьез подошли к подготовке поливного сезона и в Министерстве сельского хозяйства. Но несмотря на это, жалобы на нехватку воды уже озвучили как на севере, так и на юге республики. Волноваться есть о чем, особенно если учитывать, что ближайшие два месяца, по прогнозам, ожидаются жаркими и засушливыми.
Начальник отдела поддержки и развития ассоциаций водопользователей службы водных ресурсов Минсельхоза Абдували Кадырбеков рассказал 24.kg о том, какую роль в системе полива сегодня играет государство, а какую частники, сколько стоит вода, кто и как за нее платит.
Наследие тяжелых 1990-х
В советское время сложности с поливом полей в Кыргызстане не было. Земля, как и ирригационные сети, принадлежала совхозам и колхозам. После развала СССР единая система стала разрушаться.
«При совхозах и колхозах были специальные бригады, гидротехника, планы работ. После земельной реформы 1993 года, когда землю отдали в частное пользование, межхозяйственные каналы стали фактически бесхозными. В 1990-е произошел развал системы, последствия от которого мы ощущаем по сей день. В 1995-1997 годы, когда проблема обрела колоссальные масштабы, встал вопрос о создании ассоциации водопользователей. Процесс был долгим. Закон, регулирующий сферу, приняли лишь в 2002 году», — рассказал Абдували Кадырбеков.
В Кыргызстане сегодня работает 491 ассоциация водопользователей. Они обслуживают 75 процентов поливных земель — 754 тысячи
В их собственности больше 20 тысяч километров ирригационных сетей. В подавляющем большинстве — это грунтовые каналы. На них, ввиду изношенности, приходится немалая часть потерь поливной воды. Несмотря на то, что де-юре эти сети уже больше 20 лет перестали быть бесхозными, на практике за ними, как и в 1990 годы, следят недостаточно. Всерьез на ситуацию обратили внимание только после прошлогодней засухи.
Проблемы с прозрачностью и не только
Государство ежегодно поставляет ассоциациям около 2,5-3 миллиардов кубометров воды по тарифу 3 тыйына за кубометр. Существует и льготный тариф.
«По этой цене вода подается только в вегетационный период. До апреля и с октября тариф дешевле — 1 тыйын за кубометр. Этот льготный тариф во время вегетации остается в 15 горных районах республики», — объясняет Абдували Кадырбеков.
При этом фермерам поставляют воду по цене 7-8 тыйынов за кубометр.
Принцип работы ассоциаций водопользователей во многом схож с ТСЖ. У каждого АВП есть председатель и участники. Каждую осень объединения формируют бюджет на следующий год. В него закладываются все траты — в том числе на обслуживание и ремонт сетей. Отсюда и складывается итоговая стоимость взносов. Но, как и в работе ТСЖ, здесь есть свои проблемы, главная из которых — отсутствие прозрачности.
В одном из недавних интервью глава службы водных ресурсов Минсельхоза Алмазбек Сокеев озвучил 24.kg такие цифры:
«В прошлом году АВП собрали с фермеров 210 миллионов сомов. Из них 55 миллионов заплатили за воду, 155 миллионов — их чистый бюджет. По отчетам, на себя они израсходовали 36 миллионов сомов — горючее, материалы и прочее, 82 миллиона, или 40 процентов бюджета, ушли на зарплату, и только 15 процентов — на текущий ремонт сетей», — сообщал чиновник.
Год от года эти суммы разнятся, но незначительно. Помимо прозрачности распределения финансов, есть проблемы и с распределением воды среди фермеров.
«Для контроля при ассоциациях существуют комиссии, которые должны решать спорные вопросы. Это работа сугубо общественная, и далеко не все готовы ей заниматься.
Еще одна проблема — отсутствие кадров. В колхозах и совхозах распределением воды занимались специалисты — гидротехники. В ассоциациях их нет.
Плюс к этому — проблема севооборота. На 100 гектарах условно может быть 100 собственников и несколько десятков различных культур, требующих разного полива. Это также добавляет сложности», — говорит специалист.
Есть проблемы и с формированием бюджета. Далеко не все участники ассоциаций водопользователей своевременно и в полном объеме вносят оплату.
«В среднем за год они недобирают примерно 20 процентов взносов. Те, кто в прошлом году пострадал от засухи, осенью отказались платить. В 1990-е было еще хуже. Тогда за воду расплачивались не наличными, а урожаем», — добавил начальник отдела поддержки и развития АВП службы водных ресурсов Минсельхоза.
Альтернативы пока что нет
Ассоциации — это общественные, добровольные объединения. Напрямую вмешиваться в их работу государство не имеет права. В качестве альтернативы в этом году Минсельхоз запустил пилотный проект. В Чуйском и Кеминском районах департамент водного хозяйства работает с фермерами напрямую, без АВП. Министерством контролируется весь процесс от подачи воды до ее распределения на полях. Об итогах этого проекта можно будет говорить осенью.
Ряд поправок, направленных на изменение ситуации, в конце прошлого года был внесен в Водный кодекс и закон об ассоциации водопользователей.
«Прежде ирригационные сети могли быть только государственными и частными. Мы добавили пункт о муниципальной собственности. Теперь участники ассоциаций могут передавать свои каналы в ведение айыл окмоту. Тогда уже местные власти будут заниматься их ремонтом и обслуживанием. Это особенно актуально в районах, где сельское хозяйство слабо развито и малорентабельно», — говорит собеседник редакции.
Широкого отклика это новшество не получило. Ассоциации и фермеры привыкли работать по старинке.
Не спешат брать на себя лишнюю ответственность и местные власти.
Пока что альтернативы ассоциациям водопользователей нет. Признают это и в службе водных ресурсов.
При поддержке международных доноров министерство ведет работу по улучшению качества работы ассоциаций. Водопользователей учат правильному составлению планов, эксплуатации ирригационных сетей, севообороту и прочим тонкостям, которым фермеров стоило обучить еще двадцать с лишним лет назад.