16:20
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

В Кыргызстане подозреваемым не всегда предоставляется адвокат

В Кыргызстане подозреваемым не всегда предоставляется адвокат. Об этом говорится в альтернативном докладе Кыргызстана, подготовленном для сессии Комитета ООН против пыток, которая проходит в Женеве (Швейцария).

Отмечается, что в соответствии со статьей 50 второй части УПК защитник участвует в деле с момента фактического задержания подозреваемого или уведомления о подозрении в совершении преступления и (или) проступка.

На практике отмечены случаи, когда требования, предъявляемые к тому, чтобы адвокат принимал участие в деле с момента фактического задержания, не выполняются следователями.

В качестве примера приводится факт от 22 мая 2020 года.

Во время превентивного посещения учреждения № 14 ГСИН к сотрудникам НЦПП обратилась 16-летняя девушка с заявлением, что в 2019 году ее задержали сотрудники УВД Первомайского района. В этот же день в здании УВД ее допросили без адвоката и законных представителей.

В отношении нее применили пытку, два-три раза ударили, оказывали психологическое давление, нецензурно выражались в ее адрес.

Уточняется, что часть 4 статьи 51 УПК устанавливает, что в тех случаях, когда участие избранного подозреваемым, обвиняемым защитника невозможно, уполномоченное должностное лицо органа дознания, следователь, суд обязаны предоставить адвоката через государственный реестр адвокатов по гарантированной государством юридической помощи (ГГЮП).

Как подчеркивается в докладе, практика оказания юридической помощи по ГГЮП имеет определенные недостатки, вследствие чего «назначенные» государством адвокаты не всегда обеспечивают качество и независимость защиты. Анализ существующей практики показал следующее:

  • отсутствует достаточное количество адвокатов в реестре по предоставлению ГГЮП, особенно в регионах страны;
  • координаторы ГГЮП ежемесячно предоставляют в следственные органы, суды, списки дежурств адвокатов, однако возникают системные проблемы при их реализации уже на стадии взаимодействия адвокатов при вступлении в дело;
  • в работе Центра по координации ГГЮП имеет место неравномерное распределение дел между адвокатами. Таким образом, существенно увеличивается нагрузка у адвокатов, чаще привлекаемых по назначению. Тем самым не только ограничивается выбор для задержанных лиц, но и под сомнение ставится качество предоставляемой ими юридической помощи на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
  • опрошенные адвокаты не исключают существование коррупционной составляющей в системе управления распределения дел со стороны следователей. Это в очередной раз доказывает и то, что все еще наблюдается устойчивая тенденция, когда оперативно-следственные органы без графика, напрямую приглашают своих знакомых адвокатов;
  • отсутствие механизмов контроля за соблюдением следователями представленного для использования графика дежурств адвокатов порождает такое явление, как «карманный» адвокат, формальная деятельность которых в определенной степени вселяет уверенность должностным лицам в безнаказанности за применение пыток и иных незаконных методов следствия и дознания;
  • зависимость отдельных адвокатов от судей, милиции и прокуратуры часто заставляет их лавировать между интересами клиента и желанием поддерживать хорошие отношения с судьями, сотрудниками правоохранительных органов, принимающих решения по делу;
  • до сих пор в работе системы ГГЮП нет хороших инструментов и эффективных механизмов по внешнему и внутреннему отслеживанию качества предоставляемой в рамках системы ГГЮП квалифицированной юридической помощи.

Альтернативный доклад по соблюдению Кыргызской Республикой Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания подготовлен Коалицией против пыток в Кыргызстане. Он представляется Комитету против пыток ООН в рамках рассмотрения официального доклада Кыргызстана по выполнению Конвенции.

Каждые четыре года страна должна отчитываться перед Комитетом ООН против пыток о том, какие меры были приняты для искоренения пыток. Эти обязательства наша страна взяла на себя в 1997 году, когда ратифицировала Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Популярные новости
Бизнес