03:59
USD 88.68
EUR 95.00
RUB 0.95

Виктор Цой: В Бишкеке легче вырастить динозавра, чем получить разрешение что-то сделать

В Бишкеке в парке имени Ататюрка состоялся 7-й международный фестиваль BASICOLORS. Акция прошла в формате и под звуки хип-хоп-джема, в рамках которого зрители увидели собранные в одном месте направления молодежной культуры – граффити, диджеинг, стрит-данс, битбокс и рэп. В них молодые участники из Кыргызстана, Казахстана, Германии и Швейцарии весело и дружески состязались. Собственно вся акция, по словам одного из организаторов фестиваля Виктора Цоя, нацелена на развитие сотрудничества молодежи разных стран.

В парке международный фестиваль BASICOLORS проводился впервые. С одной стороны, так горожанам и участникам было комфортнее – в тени деревьев можно было укрыться от июньского солнца. С другой – в парке не так много свободных поверхностей, на что можно наносить граффити. Поэтому было решено разрисовать… два автобуса. Теперь по улицам столицы бегают два веселеньких автобуса. Один из них – №7, кстати, разрисовали ребята из DOXA Art-group. «Наша работа - ремейк на известную картину Семена Чуйкова «Дочь чабана» в стиле поп-арт», - пояснили они.

Пока художники занимались росписью транспорта, на другой площадке, танцевальной, постепенно набирали обороты предстоящие соревнования по уличным танцам, рэп-баттл, битбокс-перформанс. Желающие показать свое мастерство ребята - поодиночке и группами - подходили, записывались, разминались. Не все зрители дождались начала творческой борьбы, а самые терпеливые были вознаграждены сполна: оказалось, Бишкек богат на таланты, которые не только отлично двигаются, но и читают рэп, исполняют хип-хоп. Лично я была удивлена этому приятному открытию. Завершили эту часть акции сеты от приглашенных диджеев из Германии. Кстати, на этом все не закончилось. Сегодня участники фестиваля уже начали разрисовывать стену в ущелье Боом, что по дороге на озеро Иссык-Куль.

На фестивале граффити в парке имени Ататюрка Виктор Цой ответил на вопросы ИА «24.kg».

- Почему автобусы?

- Изначально граффити наносилось на поезда. Мы с вами говорили об этом год назад… В 1980-х это уличное искусство родилось в подземке Нью-Йорка. И сейчас мы попытались немного по духу приблизиться к истории граффити – нарисовать именно на транспорте. Так приблизиться, чтобы этот посыл, который каждый из художников вкладывает в свою работу, не был статичен, не стоял на месте. Данные автобусы сняты с маршрутов, но позже они будут курсировать и дальше. Ребята, которые не попали сюда, увидят наше творчество на Ошском рынке, МТУ и в других отдаленных районах столицы.

- Трудно было заполучить автобусы под граффити?

- Проще взять яйцо и вырастить динозавра, чем получить разрешение и что-то сделать в Бишкеке (смеется)! Тем не менее у нас есть партнеры, которые нам помогают. Думаю, те граждане, которые пока не понимают, для чего все это делается, увидев итог работы, поймут нас. В то же время было очень приятно, когда люди старшего поколения подходили и говорили: «А почему так мало автобусов разрисовываете? Мы хотим, чтобы было больше красивых жизнерадостных рисунков, а не рекламы».

- Но у нас в городе есть уже автобусы и троллейбусы, кем-то расписанные…

- Их немного – по одному автобусу и троллейбусу. Это делали наши коллеги, которые в прошлые годы проводили фестиваль. Вообще было бы здорово, если бы как можно больше автобусов и троллейбусов выходили на линии такими вот веселыми, без рекламы. Это наша цель.

- Вы считаете, ваша жизнерадостная пчелка принесет больше пользы, чем, скажем, социальная реклама против курения или других бед?

- Когда вы видите какой-то слоган против табака, это в любом случае скрытая реклама. Под ней будет какой-нибудь текст: покупайте такое-то лекарство. Любая реклама нервирует.

- Можно же создавать позитивные рисунки с простыми, но важными призывами не сорить, не плевать и так далее.

- Знаете, мы над этим работаем. Вы не поверите, как сложно для этого получить места! У нас есть готовый проект, куда привлекаем обычных горожан, которых фотографируем, потом перерисовываем, делаем соответствующие надписи, типа «Все будет хорошо», «Старайся, и у тебя все получится» и другие. Но продвигаться очень сложно. Под фестивали что-то получить проще, потому что над ними работает большая команда. В этом году нам повезло – помогают несколько крупных организаторов, мы бы сами это не вытянули. Одна часть фестиваля проходит здесь, другая продолжится через месяц в Германии. Мы берем с собой пятерых молодых граффитистов, они будут представлять Кыргызстан за рубежом.

- Расскажите про стену в Боомском ущелье.

- Мне особенно приятно говорить об этом мегапроекте. Это будет самая большая стена с граффити в регионе – 700 квадратных метров. Это новая стена – заграждение от камнепада - находится над дорогой на высоте 20 метров. Я не буду сейчас раскрывать секрет, что на ней будет изображено. Мы хотим произвести фурор. Вы сами все увидите, когда поедете на Иссык-Куль. Над этой идеей мы работали очень долго.

- Что вам приносит организация фестиваля граффити, для чего вы это делаете?

- Мы это делаем седьмой год подряд. Хотим, чтобы город развивался. Вы не поверите, сколько талантов есть в Бишкеке – дома сидят, пишут музыку, рисуют где-то в подворотнях. Мы пытаемся вытянуть эту молодежь сюда, на обозрение, чтобы другие видели, что есть такие же, как они, чтобы они не думали, что они какие-то отщепенцы. Это первое. А второе – мы хотим, чтобы люди видели, что есть нечто другое – не то, что они каждый день видят по телевизору или слышат по радио. Есть еще андеграунд, который может стать более открытым, и он является дружелюбным искусством. Я говорю про граффити. На моей майке, как видите, написано на английском «Граффити – это не преступление». К счастью, наш обыватель постепенно с годами привыкает: если нарисовали на стене, не обязательно вызывать милицию. Можно просто подойти, пообщаться с человеком, попытаться понять, что он хочет выразить.

Фото ИА «24.kg».

Бизнес