Тендер на реконструкцию автодороги Бишкек — Кара-Балта завершается. Однако скандалы вокруг проекта не утихают. И даже вроде бы перечисленная Chine Railway № 5 банковская гарантия отнюдь не гарантирует успеха.
Ездить можно только на телеге
На прошлой неделе депутаты Жогорку Кенеша вернулись из округов. Проехав по дороге Бишкек — Кара-Балта, парламентарии остались не в восторге: железных коней жалко, да и самим некомфортно ехать по ямам да ухабам.
«По дороге Бишкек — Кара-Балта уже не то что машина — телега проехать не может. Хотя бы ямочный ремонт сделайте. Что это такое? Люди же страдают!» — возмутился депутат Бакирдин Субанбеков.
Его поддержали коллеги Дастанбек Джумабеков и Мирлан Бакиров. Они предложили премьер-министру Сооронбаю Жээнбекову и министру транспорта и дорог Жамшитбеку Калилову поехать в воскресенье в Сокулук, чтобы увидеть, в каком состоянии дорога.
Чиновники совету депутатов не последовали. А вот журналисты ИА «24.kg» состояние трассы изучили, заодно отметив, что в отличие от высокого начальства местные чиновники отреагировали быстро: ямы на дорогах засыпали непонятной зеленой массой, похожей на смесь песка и цемента.
Обещания и никаких гарантий
Вспомнили депутаты и об обещанном ремонте одной из главных трасс страны. Вернее, о том, что победителя не могут определить год. А донор проекта, Азиатский банк развития, упорно лоббирует претендента, который грозит завалить проект.
На прошлой неделе появилась информация о том, что China Railway № 5 уплатила банковскую гарантию в размере 20 процентов от стоимости проекта реконструкции автодороги Бишкек — Кара-Балта. Из Кыргызского инвестиционно-кредитного банка (KICB) поступило сообщение, что деньги находятся на счету Bank of China.
Вроде надо радоваться. Хоть одно требование, которое защищает Кыргызстан в случае провала проекта, выполнено. Однако специалисты радоваться не торопятся и говорят, что забрать средства по гарантии Кыргызстан не сможет.
China Railway № 5 может перечислить гарантию в банк за пределами Кыргызстана, если он имеет корреспондентский счет в КР. Но это условие контракта не выполнено.
Приславший сообщение о переводе гарантии KICB за финансовую сторону не отвечает. Проще говоря, фактически банк является лишь почтальоном. А все претензии в случае чего Кыргызстан будет предъявлять банку в Китае. Но сможем ли мы что-то доказать?
Ответственных нет, дороги тоже
Точку в проекте должны поставить 12 марта. На этом настаивает донор проекта — Азиатский банк развития. Все возможные и невозможные сроки продлены. Дальше ждать невозможно. Надо либо определить победителя, либо объявлять новый тендер.
Азиатский банк развития сделал все, чтобы иного выбора, кроме как признать победителем China Railway № 5, у Кыргызстана не осталось. Здравые доводы отечественных чиновников и иностранных консультантов на АБР, выдавший кредит для реализации проекта, не подействовали.
Предпочитают не говорить ни в АБР, ни в Минтрансе и о том, что при срыве проекта гарантия не позволит завершить его в срок. Не хватит финансов. Об этом и депутаты говорили, и Госкомитет национальной безопасности просили разобраться. Но все без толку. Чекисты проблем и давления на тендерную комиссию не видят, а Минтранс не в силах противостоять натиску международных финансистов.
«Кто ответит, если проект сорвется? Правительство у нас каждый год меняется, должна быть персональная ответственность. А то потом придет на ваше место новый министр и скажет: ну извините, не получилось. Азиатский банк развития и тендерная комиссия тоже не несут ответственности», — неоднократно негодовали депутаты ЖК.
Не стоит забывать, что трассу собираются делать отнюдь не всю. Только с 15-го километра, а не с 9-го, как говорилось раньше. «Счастье» с пылью, грязью и перекопанной трассой продлится 2,5 года. Это если все пойдет по плану. Если нет, то нас ждет повторение истории с реконструкцией дороги Балыкчи — Корумду.