01:24
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

Нам любые дороги дороги

Чтобы развиваться и привлекать в страну инвесторов, Кыргызстану мало красивых речей и сладкоголосых обещаний. Нужны и реальные поступки. Например, привести в нормальный вид инфраструктуру, то бишь дороги. Государство последние годы активно этим занимается. Однако именно дорожные проекты все чаще увязают в скандалах, интригах и коррупции.

Дороги раздрая

Общественность и эксперты озабочены тем, как в Кыргызстане строят и ремонтируют дороги. Из-за коррупции и нарушений при проведении тендеров страдает экономика страны. Такое мнение выразили участники Клуба региональных экспертов «Пикир». Они отмечают, что на протяжении нескольких лет один из главных проектов президента Алмазбека Атамбаева — дороги в Кыргызстане — стал бичом для многих чиновников и проверкой на прочность министерств и ведомств.

При этом нарушения при отборе компаний на многомиллионные контракты становятся угрозой срыва не только сроков строительства, но и туристического сезона на Иссык-Куле. Так повелось, что в Кыргызстане за любые инициативы чиновников, так или иначе, расплачивается народ. И за грезами о сильной и развитой стране скрываются тщеславные мечты и реальные откаты. О качестве и прозрачности отбора подрядчиков на многомиллионные гранты и кредиты по строительству стратегических дорог можно только мечтать. «Кровеносная» транспортная система республики по факту дает сбой на каждом новом строительстве или реконструкции. Экономика прихрамывает вслед за очередным уходящим в карманы грантом.

Самым громким скандалом года стала реконструкция дороги Балыкчи — Корумду. Затеянная ради того, чтобы похвастать перед гостями на II Всемирных играх кочевников, она уже стала настоящей бедой.

Из-за скандала вокруг тендера на строительство трассы лишились кресла премьер-министр Темир Сариев и министр транспорта и коммуникаций Аргынбек Малабаев. С приходом нового премьера проблема не исчезла. Выяснилось, что кабмин затеял стройку века без денег. Средства пришлось выделять ударными темпами и лишь после того, как подрядчик остановил работы. Пока в госказне не хватает средств на обещанную стройку, от Балыкчи до Бостери подсчитывают ежедневные убытки от раскопанной дороги.

Сейчас самый разгар туристического сезона. В КР потянулись автомобили россиян и казахстанцев. А дорога все еще раскопана. Правда, небольшие подвижки за месяц все же есть. Трасса стала более ровной, ехать можно уже со скоростью 50-60 километров в час, не переживая о «ходовке».

На большинстве участков дорогу поливают, чтобы не было пыли. Но ведь это требует дополнительных средств. Большинство мостов и отводных каналов уже сделаны, но их качество вызывает у водителей сомнения и недовольство. Там, где они проходят, на дороге образовались бугры сантиметров 20 высотой. Если уровень трассы не поднимут, то путешествие к озеру можно будет сравнить с катанием на горках. Но это все мелочи по сравнению с опасениями экспертов о сроках стройки, которые, скорее всего, оправдаются. До сих пор на всем участке дороги не уложено ни сантиметра асфальта. Лишь на этой неделе рабочие начали устанавливать асфальтоукладочные машины, а до Игр кочевников всего полтора месяца.

Второй «Лонг Хай»?

Между тем иссык-кульская дорога не единственная, вокруг которой возникают споры. Депутаты уже бьют тревогу относительно тендера на реконструкцию участка трассы Бишкек — Кара-Балта, который объявили в декабре 2015 года. До сих пор не ясно, кто будет реконструировать 52,5 километра дороги. Результаты тендера озвучат только по завершении оценки и получения одобрения от Азиатского банка развития, — донора проекта. Тендерная комиссия вскрыла финансовые предложения претендентов 15 июня. Заявки на участие подали 16 компаний.

Сообщается, что шесть тендерных заявок не соответствуют требованиям, а одна компания включена в черный список АБР. Сейчас изучают заявки девяти претендентов, но парламентарии уверены, что процедура отбора компаний проводится с нарушениями. С ними согласны и эксперты. Вызывает опасения и возможность повторения истории с турецкой компанией NTS, отсудившей у правительства в 2015 году $22 миллиона за несвоевременное финансирование строительства дороги стоимостью $50 миллионов.

Есть и еще одна проблема. Сметная стоимость проекта реконструкции дороги Бишкек — Кара-Балта составляет около $99,9 миллиона. При этом среди финальных заявок цена у компании China Railway всего $70 миллионов — почти на 30 процентов ниже инженерных расчетов и примерно на 20 процентов ниже цены ближайшего конкурента. Именно это и вызвало беспокойство специалистов. Они утверждают, что при сравнении предложенной компанией суммы с действующими ценами становится ясно, что подрядчик не завершит работу с требуемым качеством. Кроме того, асфальтный завод и дробильная установка находятся примерно в 45 километрах от главной дороги. Это означает, что стоимость асфальта и основания увеличится из-за транспортировки.

Если суммировать все риски, получается, что в случае выбора подрядчика, предложившего наименьшую цену, дорогу могут не закончить. А интенсивность движения на дороге Бишкек — Кара-Балта значительно выше, чем на Иссык-Куле, как и ее экономическая значимость.

«Не забывайте, что выделяемый на 32 года Азиатским банком развития кредит в $65 миллионов на строительство дороги ляжет на плечи наших детей. Надо провести прозрачный тендер. Выиграть должна компания, которая обладает достаточными финансовыми ресурсами и опытом для успешного завершения строительства. Мы не должны допустить второй «Лонг Хай». Стоит тщательно изучить, сколько процентов от суммы подрядчик готов выделить на основные статьи — такие, как асфальтные и земляные работы, дренаж. Это очень важно, так как именно в этом могут лежать коррупционные элементы, например, увеличенные расходы на электрические работы или содержание подрядчика», — отмечает эксперт Бакыт Бакетаев.

Азиатский банк развития выделяет КР $100 миллионов: $35 миллионов в виде гранта и $65 миллионов льготного кредита. Ранее АБР предоставил грант в $1 миллион для разработки технико-экономического обоснования и детального плана проекта. Финансирование предполагает реконструкцию дороги от Бишкека до Кара-Балты. При этом предусмотрены средства на расширение 41,5 километра дороги до четырех полос и 9 километров — до шести полос.

Рад бы в рай, да дороги не пускают

Свежий пример того, что низкая цена не означает качества, в стране есть. Речь о нашумевшем капитальном ремонте дороги Бишкек — аэропорт «Манас». Трассу государство решило ремонтировать за свой счет. В итоге пришлось повышать аэропортовый сбор с $10 до $15, искать резервы в скудном бюджете. Качество ее ремонта тоже вызвало массу негатива и конфликтов.

Новому премьер-министру пришлось разбираться в ситуации. После открытия одной стороны дороги водители начали жаловаться, что она больше похожа на стиральную доску. Прочувствовать все прелести такой езды Сооронбай Жээнбеков решил на себе и остался крайне недоволен. В результате недавно назначенный на пост министра транспорта и дорог Замирбек Айдаров получил выговор. Глава кабмина на примере капремонта автодороги Бишкек — аэропорт «Манас» отметил, что низкое качество работ является следствием отсутствия жестких требований к исполнителю проекта и контроля его реализации.

Ранее бурю негодования вызвало состояние трассы Бишкек — Ош. Проезд через тоннель Кольбаева на перевале Тоо-Ашуу перестал быть дорогой. Въезжать без опасений туда можно было только на танке или тракторе. После замечаний дорогу частично привели в относительно приличный вид: сделали ямочный ремонт, а там, где невозможно, заменили полотно. А позже пришла еще одна «веселая» для автомобилистов новость: из-за нехватки средств на содержание трассы решили повысить стоимость проезда через тоннель. Водители предложили свой вариант: сначала сделайте дорогу, а потом повышайте цену. Почему люди должны платить за разбитую трассу? А ведь дорога Бишкек — Ош сравнительно новая. Реконструировали ее уже в годы независимости.

Чиновники в последнее время часто обижаются на журналистов и обвиняют их в том, что они слишком утрируют проблемы и зарабатывают на негативе. Может, и есть в этом доля правды. Только с одним «но»: СМИ показывают негатив вовсе не для того, чтобы «потанцевать на костях», а ради изменения ситуации в лучшую сторону. Ни один здравомыслящий человек не станет протестовать против улучшения инфраструктуры в стране. Только делать это нужно грамотно и с минимальным ущербом для населения. А еще чиновникам всех мастей и рангов желательно чаще вспоминать о нуждах государства и реже — о собственном кармане.

Популярные новости
Бизнес