Партия «Кыргызстан» в своей предвыборной платформе заявила, что намерена добиться бесплатного проезда в общественном транспорте для горожан. Инициатива сама по себе не нова. Подобный опыт успешно внедрили уже в нескольких крупных городах Европы.
«О плюсах введения бесплатного проезда можно говорить на примере Таллина – первой европейской столицы, жители которой не платят за проезд в общественном транспорте с 2013 года. В столице Эстонии три года назад проведена транспортная реформа. Это значительно сократило затраты горожан на поездки, разгрузило центральные улицы города, увеличило количество налогоплательщиков, поскольку проездной могут приобрести только те, кто прописан и платит налоги в столице», – подчеркнул эксперт по экономическим вопросам Азамат Жаныбеков.
Уже сегодня в Бишкеке более 60 процентов расходов на транспортную систему покрывается за счет государства. Около 400 миллионов сомов тратится ежегодно на содержание автопарка столицы. По данным аналитиков, в среднем один троллейбус перевозит 400 человек в день. Всего на линии в Бишкеке выходит около 50 из 72. Выходит, что 20 тысяч человек ежедневно пользуется платным проездом в троллейбусах. Если умножить это число на 8 (стоимость проезда), получается, что в общем эти люди тратят 160 тысяч сомов в день, или 4 миллиона 800 тысяч сомов в месяц. В год по таким расчетам выходит 57 миллионов 600 тысяч сомов, или $822 тысячи 857, что соизмеримо с покупкой 8 автомобилей «Лексус». То есть необходимо изыскать 57 миллионов 600 тысяч сомов.
С введением новой системы кандидаты от партии «Кыргызстан» намерены добиться увеличения поступлений налогов по другим статьям столичного бюджета, что позволит покрыть затраты на бесплатный проезд горожан. Каждый бишкекчанин сможет сэкономить свыше 8,5 тысячи сомов на бесплатном проезде в год.
Стоит отметить, что таллинский проект вошел в топ самых важных и интересных идей мира(!) на международном инновационном конкурсе в Гуанчжоу. Сегодня примеру эстонской столицы следуют многие европейские страны: на новую схему переходят в маленьких городах Польши и Румынии, а в крупных вводятся скидки на проезд.
Нельзя сказать, что инициатива эстонских властей была поддержана единогласно. Звучала и критика. В Бишкеке также нашлись скептики, которые подвергли сомнению возможность реализации этой идеи, озвученной кандидатами от партии «Кыргызстан». Основной аргумент оппонентов: мы не Таллин, и вообще нам до Европы далеко.
Сколько мы будем искать отговорки и тормозить развитие? Пора поверить и начать стремиться к реализации лучших идей!
Оплачено из избирательного фонда партии «Кыргызстан» уполномоченным по финансовым вопросам
Шамшидин уулу Раззаком.