10:58
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

Олимпийская миссия рефери Кулматова

Кочкорбек Кулматов – одна из самых ярких личностей в отечественном спорте. Почти четверть века возглавляет он спортшколу, чьи воспитанники выигрывают крупнейшие турниры мира. Является судьей экстра-класса по борьбе. В Рио-де-Жанейро будет судить свою третью Олимпиаду подряд. Кулматова отличают редкий энтузиазм, жизнелюбие, общительность. Он рассказал ИА «24.kg» о себе, своих друзьях и роли судей в успехах кыргызских борцов.

Школа жизни

«Родом я из Кочкор-Аты. Там сильная школа футбола, выходцы из которой играли за сборную СССР, московский ЦСКА, бишкекскую «Алгу». Возможно, и меня ждала карьера футболиста, - говорит Кочкорбек Заирбекович. - В 10 лет увлекся «королем спорта». Однако через два года в поселок приехал замечательный тренер Александр Балтабаев, который открыл секцию по борьбе и пригласил малышей. Я попробовал – понравилось! И уже почти полвека в борьбе. Как спортсмен был кандидатом в мастера спорта, призером Кубка КР, дважды выигрывал спартакиаду вузов.

С отличием окончил Институт физкультуры по специальности «тренер-преподаватель». Проработал там 12 лет. Немало моих учеников ныне возглавляют сборные КР.

С 1992-го - директор Специализированной олимпийской школы по борьбе. В этом году она отметит 30-летие. Заслуженных мастеров спорта по борьбе в истории КР шестеро. Трое из них (Канатбек Бегалиев, Базар Базаргуруев и Арам Акопян) из нашей школы. Мы воспитали 28 мастеров спорта международного класса, 226 МС, 536 КМС. Сегодня в школе около шестисот учащихся, многие входят в сборные по греко-римской, вольной борьбе и самбо.

У нас хороший коллектив. В строю 25 наставников, 12 из них – заслуженные тренеры КР. Трудятся, не щадя себя. Был период, когда из-за низких зарплат на эту работу не шли. Но мы сохранили ведущих специалистов и позаботились о преемственности. Сегодня молодые ребята видят, что спорт в КР жив, и приходят к нам устраиваться. Ставлю задачу, чтобы они окончили КГАФКиС, обрели знания не только по теории, но и анатомии, физиологии спорта, биомеханике.

Одна из главных задач школы – оторвать детей от улицы и привлечь к спорту. Думаю, справляемся.

Тому, что в КР настолько развиты единоборства, есть предпосылки. Наш народ был кочевым, боролся за выживание, за свою территорию. Навыки наших предков передались нам на генном уровне. Например, Каба уулу Кожомкул был простым крестьянином, имел огромную физическую силу и отлично боролся. Победные традиции нынешнее поколение продолжает».  

Судья по призванию

«Начал судить из-за стечения обстоятельств. В 1993-м, как руководитель, повез в Швецию на ЧМ сборную по греко-римской борьбе. В нашей команде были такие звезды, как Раатбек Санатбаев, Юрий Мельниченко, Руслан Гебеков. В 1/4 финала зарубежные судьи «прихватили» Мельниченко и Гебекова. Я, молодой и амбициозный, стал разбираться. Пожаловался опытному судье из России. А тот говорит: «Ну а чего ты ждал? У вас же судьи нет. Пока не появится, так и будут ваших ребят засуживать. Начинай судить!» И я прислушался. Через полгода поехал на семинар и выполнил норматив судьи международной категории», - вспоминает Кочкорбек Кулматов.

«Это была первая ступень судейства. А всего в борьбе их четыре. В 2002 году, выполнив все требования, стал судьей экстра-класса. С тех пор в обойме арбитров, имеющих право обслуживать главные старты на планете. Отсудил 12 чемпионатов мира и две Олимпиады (Пекин-2008 и Лондон-2012). Не раз судил схватки за «золото». Должен был поехать и на ОИ-2004, но не смог, так как олимпийский комитет подвел с документами. Отработал на пяти Азиатских играх. На ОИ-2016 буду в числе 30 судей со всего мира. Представлять страну на играх такого уровня - почетная миссия.

Благодаря этой профессии посетил 38 стран дальнего зарубежья. Бывал в Северной и Южной Америке, Африке. Исколесил всю Европу и Азию. Познакомился с интересными людьми. В хороших отношениях с Александром Карелиным, Александром Медведем, Бувайсаром Сайтиевым. Мало кто знает, что Карелин - интеллигентный, начитанный человек, увлекается историей, философией. Все они трехкратные олимпийские чемпионы. Общаясь с ними, понял: великими просто так не становятся. Есть в них харизма, звезда. И при этом они доступны в общении. Не кичатся достижениями и в грудь себя не бьют. 

А ведь я мог закончить судейскую карьеру еще в 1995-м! Дело было так. На одном из заграничных турниров нашего борца засудили. Я был свидетелем, не выдержал и пнул по ноге индийского арбитра. Он написал на меня рапорт. Как молодого и горячего, меня простили, велев извиниться. Сейчас мы с тем арбитром друзья.  

Судейство – вещь субъективная. При равной схватке исход зависит от арбитра. Не скажу, что я святой. Судьи тоже люди, могут ошибиться. Если ошибка естественная – одно дело. Но когда умышленно подсуживают, не приемлю. Были случаи, когда тренеры просили помочь их ребятам. Я следовал заветам своих учителей, говоривших: «В таких случаях соглашайся, но суди честно. И тогда никто тебе слова не скажет».

Однажды на турнире в Красноярске судил поединок ребят из республик Северного Кавказа. А это как мировая война! Один тренер кричит: «Мы тебя зарежем!» Другой вообще матерится. Подошел к одному: «Ты за метлой следи, братан!» Подошел к другому: «Зарежешь потом. Дай схватку отсужу». Турнир кончился. Встретил этих тренеров на банкете. Говорю: «Кто хотел меня зарезать?». Они: «Брат, это эмоции!». А я: «Людей оскорблять нельзя!»

Вклад в общее дело

«Стараемся, чтобы сборные КР выезжали на турниры с судьями, и те были над ними кураторами. Поэтому в том, что ребята часто побеждают на международной арене, есть и заслуга арбитров. Не будь нас, к ним бы относились иначе. А так судьи из других стран знают: в составе кыргызской делегации опытные арбитры, которые не дадут в обиду своих земляков. 

Судьи по борьбе могут практиковать до 60 лет. Мне 59, на следующий год завершаю. Готовлю смену. Молодым рекомендую учить английский язык, находить контакт с коллегами из-за границы. Благодаря дружбе можно всего добиться. Борцовское содружество очень крепкое. Мы коммуникабельны. Даже с белыми медведями общий язык найдем!

Классные арбитры у нас есть. К примеру, Мейрамбек Ахметов. Он тоже претендовал на поездку в Рио, но его вычеркнули, решив, видно, что два судьи из КР на одной Олимпиаде - слишком много», - говорит Кочкорбек Заирбекович.

Кыргызстан навсегда

«Бывало, я выезжал на 7-8 соревнований в год. Это 2-3 месяца за рубежом. После стольких поездок могу сказать: в гостях хорошо, а дома лучше.

Надо ценить время. Пока были живы родители, уделял им мало внимания. Мама умерла в прошлом году, в 90 лет. Думаю: вернуть бы время назад!… Ездил бы к ней чаще, больше общался.

В семье было семеро детей, и я рано начал работать. Отец был строителем, я помогал. Потом появилась своя семья, трое детей. 14 лет жили на квартире. Разгружал вагоны, чтобы платить за жилье и кормить детей. Это время пролетело мгновенно. То тепло, которое не успел дать маме и детям, дал внукам, пока они были здесь. У меня их семеро. Два года назад они с родителями переехали в США. Теперь общаемся по Интернету. После Олимпиады хочу съездить к ним в гости.

Дочь звала с собой, но я отказался. У меня здесь много друзей, похоронены родители. Такой климат, такая природа, такие люди в КР! У нас особый менталитет, мы открытые. Две революции показали: наш народ хочет жить в нормальном обществе, чтобы его уважали, ценили, не обманывали. По нам нельзя ходить. В этом плане горжусь Родиной!

Мы воспитаны хорошо. Умеем встречать людей, можем раскрыть свою душу. На Западе по-другому. Приезжают ко мне из дальнего зарубежья друзья, тащу их домой, на дачу. А к ним приедешь – ничего! Я не напрашиваюсь. Но иногда не выдерживаю и говорю: «Ну что?!». Тогда ведут в кафе», - смеется рефери.

Наказ отца

«В свободное время читаю исторические книги. Некоторые перечитываю по многу раз. Например, о том, как проходило становление Кыргызстана. Интересно сравнить, как писали об одном и том же событии раньше и как теперь. Многие авторы пишут по-разному», - говорит Кочкорбек Кулматов.

«Сынок, у тебя есть голова, руки, ноги – ты не калека. Никогда не обманывай людей, не кради. Ты сам можешь выстроить свой путь», - говорил мой отец. Придерживаюсь этих принципов. Мечтаю увидеть правнука или правнучку. В жизни встречаю много хороших людей и за это свою судьбу благодарю. У меня нет врагов, только оппоненты. Надо уметь радоваться чужим успехам. Я это могу». 

Популярные новости
Бизнес