04:03
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Образование.kg: реформа или проформа?

Значение образования трудно переоценить. Вот и президент КР Алмазбек Атамбаев на праздновании Дня независимости заявил, что процветание любого государства в наше время опирается прежде всего на качественное школьное и высшее образование.

В данной сфере в стране активно вводятся новшества. К категории «хорошо забытого старого» можно отнести и введение школьной формы. Отзвенел первый звонок, некоторые ученики, как и в прошлые годы, пришли в школы, одетые по принципу «светлый верх - темный низ», а кто-то явился в новой форме, разработанной модельерами. Единого ответа на вопрос, как одеть ученика, в стране так и нет. Ажиотаж вокруг одежды учеников все не утихает. Похоже, что это является неким отвлекающим маневром от настоящей реформы в системе образования.

Напомним, что на нее из республиканского бюджета выделяются большие суммы. За последние пять лет расходы выросли с 12,5 миллиарда сомов до 25,4 миллиарда в год. Это 23,4 процента бюджета КР. Также в этом году запланировано повышение зарплаты учителям.

ИА «24.kg» решило узнать у своих респондентов, что же необходимо изменить для улучшения качества образования и действительно ли вопрос одежды школьника важнее изменений в программе обучения.

Дамира Ниязалиева, вице-премьер-министр:

- Улучшение качества образования - это одно из приоритетных направлений развития нашей страны, результаты которого будут видны в ближайшие 2-3 года. Конечно, реформа требует определенных финансовых вливаний, которые учтены в бюджете. Большая заслуга в этом президента Алмазбека Атамбаева, который настоял на 50-процентом повышении зарплаты учителей и обязательной реконструкции, усилении и строительстве новых школ взамен ветхих. Таким образом, главные необходимые условия повышения качества образования начали претворяться в жизнь: во-первых, увеличение оплаты труда учителей, во-вторых, качество и достаточное количество учебников (сегодня 75 процентов - обеспеченность по республике), в-третьих, повышение квалификации учителей, в особенности региональных, в-четвертых, введение 480-часовой программы предшкольной подготовки и так далее. 

Во времена СССР вопрос школьной формы не обсуждался, были определенные требования, и все их безукоризненно выполняли. После обретения суверенитета в КР многое изменилось, в том числе и в системе образования. Дети стали одеваться по-разному. Ребенок более состоятельного человека одевался дороже, в результате среди учащихся возникало некое неравенство. В итоге все это сказывалось на психологии подростка.

Я не понимаю ажиотажа вокруг данного вопроса. Ведь ничего нового не ввели, школьная форма и раньше была. В законе об образовании есть статья, где говорится, что форму устанавливает каждая СШ своим уставом, но эта норма в полной мере не реализовывалась, так как школы не хотели «воевать» с родителями, требуя форму. Изначально было большой ошибкой, когда в 2014 году Минобразования кинуло клич о том, что нужно выбрать единую форму для всех учеников республики (был объявлен конкурс). В связи с этим возникло негодование и начались дебаты, нужно это или нет. Родители предполагали, что возникнет лоббирование заинтересованных сторон, в том числе и швейников, что вызвало массу недовольства среди общественности. Считаю, что всего этого можно было и не делать, а лишь усилить закон, который и так существовал. Потому что, несмотря на норму, не во всех школах была утверждена форма.

- Страна уже целый год муссирует вопрос формы. Не считаете ли это неким отвлечением внимания от самого главного – реформы в системе образования?

- Ажиотаж неоправдан. Я думаю, следует провести мониторинг вопросов Общереспубликанского тестирования. Так как есть обращения и жалобы со стороны родителей о том, что ребенок набрал низкие баллы из-за того, что просто не понял сути вопроса. Возможно, есть необходимость рассмотреть вопросы теста нашим научным светилам. Поэтому в ближайшее время я хочу собрать экспертную группу для обсуждения этой темы.

Нургуль Алиева, учитель СШ №4 города Балыкчи Иссык-Кульской области:

- Школьная форма действительно важна. Потому что социальное различие среди школьников чувствуется. Дети конкурируют не в знаниях, а в одежде. А с нововведением будет дисциплина и порядок. Некоторые девочки надевают очень короткие юбки, могут прийти в школу даже в лосинах с блузкой (аргументируя тем, что форма – белый верх, темный низ), но это неприемлемо, однако мы ничего не могли сделать.

К примеру, в турецких лицеях дети носят единую форму, поэтому все свое внимание они обращают на учебу. Поэтому я, как учитель, поддерживаю данную идею. Однако вопрос цены и качества все-таки есть. Думаю, что создателю формы, который выиграл конкурс, нужно было получить патент. И шить одежду нужно было в одном цехе, по единому заказу, а сейчас получается из-за этой суматохи, что и цена завышена, и качество материала  оставляет желать лучшего. Никто это не контролирует.

Новшества всегда воспринимаются в обществе с критикой и с опасением, некоторые даже возмущаются. И это нормальный процесс притирки. Это ведь только первые шаги.

- Что нужно сделать, чтобы улучшить качество образования?

- Раньше не было Всемирной паутины. А сейчас век технологий, школьники порой знают больше, чем учитель. Поэтому нам необходимо улучшать свои познания, совершенствоваться, то есть идти в ногу со временем. Всегда нужно искать новое, менять методы обучения, преподавать в более интересной форме, дабы заинтересовать учеников. Учитель должен быть локомотивом. В нашей СШ проходят различные семинары для повышения квалификации учителей, но в сельских школах ситуация иная.

Алена Тихонова, мама ученицы 5 класса:

- О наболевшем. Я не против школьной формы, но она дорогая, и ее навязывают. Минобразования разрешило носить в школах 2-3 вида формы, в том числе одеваться по принципу «белый верх - темный низ». Директор же нашей СШ (Аламудунская школа №1) заставляет приобретать бордово-серую форму, причем в определенном магазине. Видимо, с ним заключен договор, чего в магазине не скрывают - там даже объявление висит об этом. У многих родителей в семье по нескольку школьников, и для них стоимость слишком высока. Считаю, что для учебы вопрос формы вторичен.

В школе не хватает учителей-предметников. Так, в нашей школе историк уволилась 1 сентября, а математик привлечен к работе в избирательной комиссии. Лучше озаботиться этими вопросами, а также протекающей крышей, изрытой местностью на прилегающей территории, отсутствием нормального туалета. Кроме того, на дороге к школе нет пешеходного перехода и ограничительного дорожного знака. Директор сказала, что этим должны заниматься родители.  

Советбек уулу Майрамбек, директор СШ имени М.Тарыхбаева в селе Джол-Булаке Ысык-Атинского района Чуйской области:

- Считаю, что школьная форма - это не второстепенный вопрос, а важный. Хотя многие такую инициативу не поддерживают. Потому что в современном мире существует резкое социальное расслоение общества (в образовательных учреждениях это выражено еще ярче). И дабы немного снизить это неравенство, необходимо введение единой одежды для всех учащихся.

В частности, в нашей СШ в мае 2015 года мы провели собрания, где родители почти единогласно (99 процентов) решили утвердить форму, которая выиграла в конкурсе (бордовый цвет). В июне они собрали деньги и сами заказали ее в одном из столичных цехов.

Что касается вопроса улучшения системы образования, необходимо повышение заработной платы учителей. Потому что если будет достойная оплата труда, в школу будут приходить и хорошие специалисты. Сегодня ведь остро не хватает высококвалифицированных кадров, один учитель может вести несколько предметов, что, безусловно, отражается на качестве обучения.  

Кроме этого, считаю, что в школьной программе есть множество тем, которые не пригодятся в жизни, поэтому стоит их сократить. Также один из актуальных вопросов обучения -  это недостаточное техническое оснащение школ.

Министерство образования и науки КР:

- Повышение качества обучения в общеобразовательных школах является одним из приоритетных направлений в развитии всей системы. Говоря о качестве, в первую очередь необходимо учесть некоторые моменты: среду обучения (состояние здания, кабинетов, оснащенность оборудованием), мотивацию ребенка к учебе (творчески работающие педагоги и родители как участники учебно-воспитательного процесса).

Министерство уже многое сделало: с 1 сентября повысилась заработная плата учителей и планируется проведение аттестации учителей, чтобы мотивировать их.

Для того чтобы повысить качество образования, надо относиться к ребенку, как к личности. А для того чтобы проверять качество знаний детей, нужен не только ежедневный труд, но и введение новых методик оценивания знаний учащихся.

Что касается вопроса школьной формы, то он не является праздным. Форма дисциплинирует детей, поэтому внутреннее состояние учащихся, их развитие, успешность в учебе должны находиться в гармонии с внешним видом. На первом месте должны быть приоритеты качества образования.

Назгуль Турдубекова, руководитель «Лиги защитников прав ребенка»:

- В Кыргызстане на сегодня самым актуальным вопросом в системе образования является его доступность. В нашу организацию постоянно обращаются родители с сообщениями о том, что их детей не берут в школу. С такой проблемой чаще всего сталкиваются в Бишкеке. Мест в учебных заведениях достаточно, но идет неравномерное распределение. Администрации СШ отказывают принимать детей без прописки, даже если они проживают на их территории. Налицо отсутствие государственной политики по обеспечению каждого ребенка образованием.

Весь ажиотаж из-за того, что в городе всего несколько хорошо организованных школ, куда все родители хотят устроить своих детей. Самым главным критерием оценки работы директора является то, смог ли он хорошо отремонтировать школу. Качество образования и атмосфера в СШ в качестве индикатора переходят на второй план. Возникает вопрос: почему не каждая школа у нас хорошо организована? Как оказалось, многие директора СШ, а также руководители системы образования не имеют соответствующего образования, опыта административной работы. Исследование показало, что их назначают «по блату».

Страна маленькая. Порядок можно навести при политической воле за очень короткое время, где место в школе будет обеспечено каждому ребенку.

Умут Бурчакова, педагог с 17-летним стажем:

- Хорошему педагогу думать о форме на уроке некогда. Часы на предметы сокращаются, и все сложнее за 45 минут и новый материал рассказать, и опрос провести, и индивидуально позаниматься с отстающими. Главными в школе всегда являются методика, учебники, оборудование и профессионализм педагога, который за свою работу должен получать достойную зарплату. Она должна позволять ему не только хорошо питаться, платить за жилье, но и книгу хорошую купить, и поехать в путешествие. Вопрос школьной формы – это вещь второстепенная. И придавать ему столь важное звучание нелепо. Это как прикрывать свою наготу фиговым листком. Все равно ничего не скроешь – ни дырявых крыш, ни потрепанных учебников, ни нищенской зарплаты… Одним словом, проформа.

Бизнес