В парламенте Кыргызстана готов меморандум о поправках в Конституцию. Его подготовили лидеры всех пяти фракций. Документ сегодня вынесут на обсуждение ЖК.
В Жогорку Кенеше ИА «24.kg» предоставили проект документа. Авторы предлагают пересмотреть нормы, фактически блокирующие наказание депутата.
Инициаторы поправок в основной закон отмечают: более чем четырехлетняя практика применения Конституции показала, что некоторые нормы, включая отдельные нововведения, перестали соответствовать изменяющимся условиям и новым вызовам, а также страдают незавершенностью или избыточностью регулирования.
«Жогорку Кенеш должен показывать пример как коллективной, так и персональной дисциплинированности и заботы о чистоте своих рядов. Почти пятилетний парламентский опыт показал, что корпоративная солидарность и нежелание «сдавать своего» преобладают над коллегиальной ответственностью перед избирателями и обществом, в результате практически невозможно получить согласие ЖК на привлечение того или иного депутата к уголовной ответственности. Это самым серьезным образом подрывает доверие не только к самому ЖК как высшему органу законодательной власти, но и к формируемому им правительству», - говорится в проекте.
Предлагается кардинально пересмотреть институт депутатской неприкосновенности. «Вопрос о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности должен рассматриваться Жогорку Кенешем лишь тогда, когда явно имеет место политическое преследование депутата со стороны правоохранительных органов. Во всех остальных случаях депутат должен привлекаться за любое совершенное им преступление на общих основаниях. Депутат Жогорку Кенеша становится таковым лишь благодаря партии, в которой он состоит и которую выбрал избиратель. Основой политической ответственности партии-долгожителя является ее неразрывная связь с избирателями на протяжении всех пяти лет до следующих выборов, пока фракция этой партии обладает властью в парламенте. В свою очередь депутат обязан находиться в постоянной связи и подотчетности своей партии. Лишь непрерывность этой связи оправдывает пропорциональные выборы, партийный принцип формирования парламента и обеспечивает поступательное развитие парламентской демократии. Поэтому политическая партия, ответственная за сформированный ею список кандидатов в депутаты, в лице своего руководящего органа, безусловно, должна иметь право поставить перед фракцией вопрос об исключении из рядов фракции в Жогорку Кенеше депутата, который перестал соотносить свои действия с целями партии, уклоняется от реализации ее коллективных обязательств перед избирателями», - говорится в документе.
В меморандуме отмечается, что исполнительная власть, призванная быть наиболее мобильной и консолидированной, значительно ослаблена отсутствием как четкой вертикали в своем выстраивании, так и конституционных рычагов замены министра, акима, мэра.
«В судебной власти, в которой отмечается неустранимая на сегодня противоречивость решений и подходов, конституционное регулирование содержит избыточную регламентацию и не оправдавшие себя нововведения. В совокупности это создает препятствия для адекватного реагирования законодателя на разбалансированность судебной системы, для создания органа, способного обеспечить единообразное и правильное применение закона всеми судами и судьями», - говорится в тексте.
По мнению инициаторов, крайне важно вернуть и задействовать механизмы политической ответственности высшего органа судебной власти за реформу судебной системы и судебную политику, установив общепринятый в мире порядок формирования руководящих структур.
Они также предлагают пересмотреть положения о Конституционной палате, в том числе и в целях передачи ей дополнительной функции превентивного контроля законодательной и нормотворческой деятельности высших органов государственной власти.
«Местное самоуправление тоже должно получить более действенные рычаги. В этой связи право местных кенешей выразить недоверие главе местной государственной администрации необходимо возвести в ранг конституционного правомочия, влекущего отстранение от должности в порядке, определяемом законом», - предлагают чиновники «Белого дома».
Как они поясняют, все поправки призваны внести в Конституцию точечные изменения, которые в совокупности придадут устойчивость парламентаризму, серьезно усилят вертикаль и ответственность исполнительной власти.
Справка обоснование к закону о назначении референдума+1rus.doc