7 и 8 ноября в Кыргызстане — дни истории и памяти предков.
24.kg собрало самые известные памятники героям древности.
Курманджан датка — алайская царица. В мусульманском мире никто из женщин, кроме нее, дважды не удостаивался титула «датка», что в переводе на русский язык означает «генерал». Она имела звание «датка» в Кокандском ханстве и Бухарском эмирате.
Именно Курманджан датка сыграла важнейшую роль в переломные моменты кыргызской истории.
Больше всего крупных памятников в Кыргызстане установили герою одноименного эпоса Манасу. Эпос самый большой в истории мирового фольклора. Он сочетает историческую действительность и мифы. Манас — легендарный батыр, который объединил кыргызские племена и вернул им родину.
Кроме того, возле Национальной филармонии расположился скульптурный комплекс Манаса. Мемориал представляет статую легендарного героя на магическом коне Ак-Кула, убивающего дракона. Внизу перед ним его жена Каныкей и мудрый советник Бакай. Неподалеку представлены несколько бюстов манасчи ХХ столетия.
В Баткене есть скульптурный комплекс «Манас Ордо». Известный скульптор Тургунбай Садыков, чьи статуи украшают и Бишкек (ансамбль «Манас» перед филармонией), — уроженец Баткенской области. Для родного региона он создал копию скульптуры богатыря, его воинов, друзей и семьи.
Есть памятник Манасу и на въезде в Таласскую область. Именно здесь, согласно преданию, похоронен герой. В регионе также расположен мемориальный комплекс «Манас Ордо». Он включает в себя просторный парк. В его центре находится стела, на которой стоит Манас.
Ормон был манапом из кыргызского племени сарыбагыш. Согласно народному преданию, его прадеду Болот-бию предсказали, что один из его потомков станет монархом, объединит под своей властью всех кыргызов и создаст национальную державу.
В 1842 году Ормона провозгласили ханом Кыргызского ханства. Кроме того, он известен тем, что является автором свода законодательных декретов. В народе декреты известны как «Ормон окуу» («Учение Ормона»).
Памятник Ормон-хану установили на проспекте Чингиза Айтматова в Бишкеке.В истории страны интересной личностью был и остается Шабдан баатыр. В конце XIX века произошло присоединение северного Кыргызстана к России. Это сделали при непосредственном участии Шабдана баатыра. Много сил он потратил на то, чтобы установить добрые отношения с соседями республики.
Шабдан баатыр много внимания уделял развитию системы образования и созданию мусульманских собраний, открытию медресе и школ, где дети кыргызов учились на родном языке.
Еще один памятник есть в Кемине Чуйской области.
Одним из основателей кыргызской государственности считают Тагай-бия (Мухаммеда Кыргыза). Он был первым предводителем кыргызов, объединившим два племенных объединения — племена «правого» и «левого» крыла. Мухаммед проводил внешнюю политику, создавая условия и для развития связей с этнически родственным внешним окружением. В 1508 году объявлен ханом кыргызов. Мухаммед начал борьбу за полное освобождение Кыргызстана от власти могольских ханов.
Памятник Тагай-биюн несколько лет назад установили в Караколе.Территория, которой руководил Жайыл баатыр, называлась «земля Жайыла». Его предки жили в Чуйской области, но им пришлось бежать на юг. Именно там, в селе Сафет-Булан Ала-Букинского района Джалал-Абадской области, и родился баатыр. В 1745 году вместе с Садыром баатыром освободил Джумгал и Кочкор. Немалую роль он сыграл и в освобождении Чуйской долины.
Интересно, что Жайыла баатыра почитают не только в Кыргызстане, но и в Казахстане. В истории Казахстана есть немало сведений о его жизни и подвигах. История хранит сведения, что казахский Жоогач баатыр был другом Жайыла и спас его младшего сына Теке. Да и могила батыра находится недалеко от казахского города Мерке.
Краткие сведения о Тайлаке сохранили китайские летописи XIX века. Есть упоминание о нем и у казахского ученого-путешественника Чокана Валиханова. Согласно генеалогическим преданиям, Тайлак и его брат-близнец Атантай — борцы за свободу кыргызского народа против китайских и кокандских феодалов.
Тайлак баатыр на протяжении почти 20 лет был военачальником кыргызских племен, населявших Центральный Тянь-Шань, и возглавлял их борьбу против завоевателей.
Памятник Тайлаку баатыру установили в Нарыне.Алымбек датка был государственным деятелем второй половины XIX века. Он ставил перед собой цель — объединить кыргызов, чтобы прекратить междоусобицы и вместе противостоять внешним угрозам. Главным политическим кредо Алымбека датки было создание самостоятельного национального государства.
Известно, что он придавал огромное значение и Ошу. Благодаря ему в течение долгих лет город был центром, столицей Андижанского вилайета.
Памятники Алымбеку датке установили в Оше и Алайском районе.
Бурго баатыр — манап, батыр кыргызского народа. Выходец из кыргызского племени кушчу в Таласской долине. За героизм в борьбе с захватчиками провозглашен ханом от рода кушчу.
Многое сделал для объединения кыргызского народа. Наряду с военным дарованием обладал административными способностями.
Памятник Бурго баатыру установили в селе Чат-Базар Таласской области.
Бердике баатыр был одним из организаторов и предводителей борьбы северных кыргызов против Джунгарского ханства, полностью захватившего тогда территорию Кыргызстана. Вместе с другими баатырами он освобождал долины Таласа, Чуя, Кемина и северную часть Иссык-Куля. Проведя на берегах озера три года, получил звание Бердике хана. Позже, вернувшись в Талас, выступил против кокандского бия Эрдене.
Бердике баатыр погиб в Андижане от стрел лазутчиков, наконечники которых отравили по приказу Эрдене-бия.
Памятник герою установили в центре Таласа.
Согласно устным и документальным источникам, Бишкек баатыр был из племени солто. Период его жизни предположительно относят к концу XVII — началу XVIII веков. Есть сообщения, что на месте захоронения Бишкека баатыра воздвигли большой мавзолей, который впоследствии получил название «Крепость Пишпек-Ата». Вокруг него начали селиться люди, и в результате сформировался город.
Сведения о жизни Бишкека баатыра носят весьма противоречивый характер. Данных о нем в российских, китайских, кокандских и других письменных источниках нет. Споры о том, был ли на самом деле такой герой, ведут до сих пор.
Но все эти исторические споры не помешали открыть памятник Бишкеку баатыру в апреле 2021 года в центре столицы Кыргызстана. Участие в событии принимал президент.
Бирназар (Алдаш уулу) бий родился примерно в 1719-1720 годах. В конце XVIII — начале XIX веков возглавил племя бугу и инициировал возвращение жителей Нарына, Чуя, Иссык-Куля и Таласа с юга, спасавшихся там от захватчиков. Его широко поддерживали авторитетные кыргызские бии и бай-манапы племен сарыбагыш, солто и саруу, казахские султаны и узбекские феодалы.
«Алдаш уулу Бирназар бий является моим предком в седьмом поколении. Он был влиятельным бием племени бугу, а его дед Белек Жамангул уулу долгие годы был ханом племени. Бирназар бий сыграл важную роль не только в решении вопросов о кыргызско-китайской границе, но и в определении казахско-кыргызской границы», — рассказывал глава государства Садыр Жапаров на открытии памятника в Джети-Огузском районе.