В последнее время тема применения национальных водительских удостоверений входит в десятку обсуждаемых в Кыргызстане: в разных источниках одновременно появилась информация о том, что эти документы якобы недействительны за рубежом. Какие меры приняты Государственной регистрационной службой (ГРС) для разрешения ситуации, а также как обстоят дела в подведомственном ей подразделении, ИА «24.kg» поинтересовалось у директора Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава (ДРТС и ВС) при ГРС Жоошбека Коеналиева.
- Что происходит с кыргызскими национальными водительскими удостоверениями?
- Со стороны отдельных депутатов, от Посольства КР в РФ звучали нарекания о том, что национальные водительские удостоверения не соответствуют Венской конвенции. Не соглашусь со словом «не соответствуют». Правильнее сказать «необходимо пересмотреть, внести изменения». «Не соответствуют» - это в корне неверно. В настоящее время внесены необходимые изменения и дополнения в документ.
- Но несоответствие все-таки было?
- Давайте вернемся чуть-чуть назад. Когда выпускаются документы государственного значения, в частности права, то МИД КР должен был направить информацию в страны, с кем у республики установлены дипломатические отношения, и сообщить, что кыргызские национальные права удовлетворяют всем требованиям Венской конвенции и имеют вот такой вид. Сделано это было или нет, я, к сожалению, не знаю. А голословно утверждать, что документ не соответствует требованиям, не нужно. В последние месяцы эту тему слишком раздувают. Официальную бумагу от российских властей о том, что есть такое несоответствие, я не видел. В Государственной регистрационной службе тоже не видели документ, но разговоры постоянно раздуваются. Вот и у депутатов я бы хотел поинтересоваться: может, у них есть уведомление?
- Но они ссылаются на заявления мигрантов, которые обращаются к ним за помощью…
- Вот смотрите, ранее наши национальные права признавались за рубежом, но в связи с поправками в Венской конвенции, вступившими в силу, кыргызстанцам, желающим работать в автомобильной сфере за пределами КР, теперь необходимо озаботиться получением международных прав и предъявлять их вкупе с национальными правами. Вот и все.
- То есть если я не планирую никуда выезжать, мои национальные водительские права менять не нужно?
- Совершенно верно. Международные права вам потребуются только в случае выезда за рубеж.
- А в международных правах все учтено - цифры, графы…?
- Кто ищет, тот всегда найдет. Вот в кыргызских правах нашли же к чему прицепиться. Вы же видите, вот образцы водительских прав Австрии, Германии, Беларуси и других стран, где также отсутствует цифра «6». Как и на наших национальных правах, на этом месте стоит фотография. Но именно к кыргызским правам появились претензии. Мы уже внесли изменения, правительство их утвердило, и теперь будет и фото, и цифра, и все, что не давало покоя тем, кто поднимает тему водительских прав.
- Прокомментируйте информацию о том, что ДПС выявила транспортные средства, переоборудованные без соответствующих разрешений, технически неисправные. Ваш же департамент регистрирует транспортные средства…
- Наше ведомство только регистрирует транспортные средства, а разрешение на переоборудование дает ДПС, которая выносит техническое заключение. И только после этого мы регистрируем.
- Как быть с обвинениями, что ГРС налево и направо продает водительские права?
- Будучи специалистом городского отдела с 2010 года, работаю над тем, чтобы права не продавались, чтобы курсанты сдавали экзамены, как положено, но тогда у меня не было рычагов. Как начальник департамента имею больше возможностей для борьбы с этой напастью. Должен заметить, что из-за своей деятельности по искоренению коррупционной составляющей в системе выдачи водительских прав, будучи простым специалистом, постоянно конфликтовал с бывшим руководством департамента, который теперь возглавляю. Когда говорят, что, дескать, курсанты не посещают занятия в автошколах, а потом покупают права, у меня возникает вопрос: вы были там, вы зафиксировали отсутствие курсантов? У нас 34 лицензированные действующие автошколы, и если вы знаете о нарушениях, почему не действуете, не составляете акты?
- Но это не только чиновники говорят, вся общественность в курсе, даже цены известны…
- Давайте говорить о фактах. В свой первый рабочий день директором Департамента регистрации ТС собрал всех региональных руководителей и сделал предупреждение. Я ответственно заявляю, что на территории Кыргызстана водительские права не продаются. При мне было два случая якобы продажи, и то не смогли доказать. Относительно качества обучения в автошколах скажу: раньше у нас были контролирующие функции, и раз в месяц наш сотрудник ходил и делал так называемые контрольные проверки автошкол и их транспорта. Теперь непонятно, кто отвечает за это. Эту функцию у нас забрали.
- А правда, что в состав экзаменационной комиссии по выдаче водительских удостоверений с апреля 2015 года входят сотрудники ДПС?
- Согласно закону, сотрудники ДПС должны присутствовать на экзаменах.
- Присутствуют?
- Мы представили графики сдачи экзаменов автошколами, но за четыре месяца на экзаменах не было ни одного сотрудника ДПС.
- Докладывали руководству МВД, что закон игнорируется?
- Да, мы писали и устно обращались, но ответа не получили. В настоящее время в экзаменационной комиссии присутствуют два бывших сотрудника Дорожно-патрульной службы. Дело в том, что ранее ДПС уполномочила этих сотрудников быть на экзамене, но согласно новому закону, теперь на экзамене должны присутствовать действующие сотрудники ведомства. Но их нет. Главное – Государственную регистрационную службу очернить… Явно, что МВД желает вернуть себе и паспортную сферу, и функцию выдачи водительских прав.
- Что еще предпринимает ГРС в области регистрации транспортных средств и водительского состава для улучшения качества услуг?
- Для получения водительских прав госпредприятие «Инфоком» при ГРС разработало автоматизированную информационную систему «Тестирование водительского состава». Система разработана с целью усовершенствования приема и сдачи экзаменов при первичном получении водительского удостоверения. Такого рода тестирование позволит улучшить качество проводимых экзаменов посредством случайно выбранных вопросов, качество обучения вождению, повысит уровень знаний автолюбителей, усовершенствует процесс приема тестирования новичков, что положительно отразится на безопасности дорожного движения. При сдаче экзамена курсанту присваивается единый уникальный электронный ключ, который будет храниться в течение 30 лет, что позволит ему в случае несогласия с результатом обжаловать и пересдать экзамен. Билетов с одинаковыми вопросами не будет.
- А как боретесь с так называемыми мандерами? Только не говорите, что их нет. В СМИ часто попадает информация, что пойман сотрудник ГРС при получении взятки за выдачу прав, госномера и тому подобное. Потом выясняется, что это просто посредник или «мандер», и наказание ему не светит…
- Бороться очень просто: необходимо всем - от рядового сотрудника до руководителя - перестать с ними контактировать. Какой посредник согласится «вхолостую» работать неделю, две? Он же сам уйдет. По-другому никак. Сейчас, конечно, они действуют не так нагло, все-таки все здание нашпиговано камерами слежения… Отрицать не буду, они есть. Не в таком количестве, как раньше, но есть. В то же время и население виновато. Ведь люди хотят все закончить побыстрее, не стоять в очередях… У нас же традиция такая - привлекать высокопоставленных родственников. Нет, чтобы как положено, по закону заплатить в кассу и пройти все процедуры.
- Кстати, а что теперь с праворульными авто, которые до 3 июня не прошли регистрацию в ДРТС и ВС?
- Я дал поручение не просто отказывать, а регистрировать транспорт в нашем внутреннем журнале, чтобы все-таки знать, сколько незарегистрированных праворульных машин в стране. Да и депутат Дастан Бекешев продвигает инициативу дать возможность зарегистрировать транспорт…
- На ваш взгляд, это справедливо? Власти давали три месяца - достаточно времени для того, чтобы пройти регистрацию. Почему нарушителям закона должны идти на уступки?
- На мой взгляд, если закон вышел, то он должен работать четко. На нас же оказывают давление, чтобы мы оформили те или другие незарегистрированные праворульки. Давят, в том числе, и со стороны правоохранительных органов. Но если мы будем идти на поводу у нарушителей, порядка не будет. Правильный закон или неправильный, мы обязаны исполнять его.
- Не боитесь вслух такие вещи говорить? Все-таки вы госслужащий…
- Чего я должен бояться? Что потеряю место директора? Я сюда не рвался. А если назначили, то дайте выполнять свою работу хорошо и по закону. От президента страны зависит государство, от меня - работа департамента. Сейчас департамент стал работать в десять раз лучше, а нас продолжают ругать и вставляют палки в колеса. Мне один руководитель как-то сказал: «Не будь белой вороной, зачем тебе нужны эти реформы?» Я до сих пор не разговариваю с этим человеком. Считаю, что все начинается с мелочей.