01:30
USD 86.80
EUR 91.85
RUB 0.85

Вспоминая Даниала Назарматова

Даниалу Мукашевичу Назарматову 4 февраля 2015 года исполнилось бы 75 лет. О том, каким человеком был талантливый музыкант, основатель школы гитарного искусства в Кыргызстане, один из легендарных организаторов фестиваля «Весна Ала-Тоо», возглавлявший в свое время Кыргызскую национальную филармонию, Театр оперы и балета, а также Министерство культуры, вспоминает его дочь Джамиля Назарматова.

Счастливые встречи

Отец родился в 1940 году в Нарынской деревушке Жан-Булак в семье Мукаша Назарматова. Моя бабушка Тукумбай Койчуманова была очень образованной женщиной, много читала, особенно зарубежную классику. Поэтому и имя для своего малыша она выбрала не совсем типичное для кыргызов - Даниал. Не знаю, может быть, именно благодаря необычному имени, а может, и особой атмосфере любви, в которой рос мой папа, вся его жизнь была буквально пронизана счастливыми встречами и событиями.

Детство Даниала прошло на величественных просторах тянь-шаньских джайлоо, и любовь к своей родине он впитал с молоком матери. В семье всегда культивировалась любовь к искусству, и мальчик с юного возраста с удовольствием играл на комузе. Но его дальнейшую судьбу определила случайная встреча с веселыми и мужественными людьми – геологами, которые по вечерам часами пели под гитару. Каждый вечер он приходил к костру и с замирающим сердцем слушал звуки волшебного инструмента. Уезжая, геологи подарили семиструнную красавицу благодарному маленькому слушателю. Так папа впервые познакомился с инструментом, который сыграл поворотную роль в его судьбе.

В 1949 году, когда ему было всего девять лет, семья переехала во Фрунзе. Культурная жизнь столицы в то время переживала очередной подъем. В их доме постоянно собирались и вели жаркие дискуссии музыкальные корифеи Молдобасан Мусулманкулов, Карамолдо Орозов, Ибрай Туманов, акыны Осмонкул Болобалаев, Исмаил Борончиев, Алымкул Усенбаев, танцоры Махмуд Эсамбаев, Нурдин Тугелов и другие. Даниал впитывал в себя историю кыргызской культуры, музыки, традиции и великое культурное наследие нашего народа.

Жаждущий новых знаний и навсегда влюбленный в чарующие звуки гитары, юный Даниал старался использовать любую возможность, чтобы научиться профессионально владеть инструментом. Самые первые уроки он получил у известных в городе гитаристов - братьев Гусевых. Следующим его учителем был Михаил Матус, с помощью которого он овладел электрогитарой. И тут опять очередная судьбоносная встреча. На гастроли во Фрунзе приезжает выдающийся гитарист мирового уровня Александр Михайлович Иванов-Крамской. Это был именно тот шанс - один из тысячи. После концерта друзья буквально силком затолкали смущающегося парня за кулисы, и великий маэстро согласился послушать его игру. Дрожащими пальцами Даниал взял гитару и сыграл вальс Иванова-Крамского и пьесу Джулиани. Не отлагая дело в долгий ящик, маэстро предложил молодому музыканту продолжить образование в училище при Московской консерватории имени П.Чайковского. Домой папа летел буквально на крыльях, твердо решив ехать в столицу. Именно в Белокаменной он встретил любовь всей своей жизни - мою маму Саадат Кулатову.

Музыкальная стезя

Пройдя несколько сложных отборочных этапов, отец сразу оказался в пантеоне самых лучших его учеников. Вскоре в газете «Московская Правда» от 24 августа 1964 года выходит заметка «Юноша из Тянь-Шаня», в которой рассказывалось об исключительных музыкальных способностях молодого конкурсанта из горной Киргизии. Благодаря своему чуткому и бесконечно талантливому педагогу, заслуженному артисту России Александру Михайловичу Иванову-Крамскому, человеку с богатой душой и большим сердцем, он смог открыть для себя волнующий мир и богатую палитру звуков шестиструнной гитары. Отец всегда с особой теплотой и гордостью вспоминал счастливые годы напряженной учебы, выступлений и гастролей. Именно Александр Михайлович назвал его первым киргизским гитаристом.

По возвращении на родину Даниал Назарматов сразу же взялся за организацию постоянного класса гитары при музыкальном училище имени Куренкеева. Благодаря поддержке тогдашнего министра культуры КиргССР Кулийпе Кондучаловой, в 1968 году папа становится первым в истории республики педагогом по классу классической гитары. Параллельно он продолжил свое обучение на композиторско-теоретическом отделении Института искусств имени Бюбюсары Бейшеналиевой. Благодаря стремительно развивающейся музыкальной карьере и растущему признанию, он очень много гастролировал по стране и за рубежом. Рука об руку с другими звездами кыргызской сцены - Булатом Минжилкиевым, Кайыргуль Сартбаевой, Салимой Бекмуратовой и другими известными вокалистами он представлял страну на ведущих сценах Венгрии, Дании, Швеции и других государств.

Учитель, воспитай ученика!

Отец всегда считал педагогику делом всей своей жизни. У него было много учеников и последователей, которые буквально заражались его безоговорочной страстью к прекрасному инструменту и чарующим звукам, извлекаемым из каждой струны. Занимая позже высокие руководящие посты в сфере культуры, он по-прежнему с особым трепетом и уважением относился к своим ученикам. Даже на пенсии он постоянно продолжал преподавать – давал классы гитары в Американском университете в Центральной Азии и частные уроки прямо у нас дома. Это стало частью нашей повседневной жизни. Каждые выходные с раннего утра из гостиной начинали литься звуки гитары. Помню, как мы плотно закрывали двери в своих комнатах, чтобы подольше поспать. Сегодня я бы все отдала, чтобы снова услышать эти звуки и голос папы, мягко наставляющего очередного ученика. Для него гитара всегда значила нечто большее, чем просто профессиональный инструмент. Без преувеличения скажу, что гитара была частью его сердца, и он использовал любой шанс и свободное время, чтобы сыграть для своих близких и друзей. И для самого себя - папа особенно любил часы, когда он мог остаться наедине с любимой гитарой.

Призвание

Я бесконечно горжусь тем, что мой отец, Даниал Назарматов, является основателем школы классического гитарного искусства в нашей стране. Искусства, которое он неустанно пропагандировал всю свою жизнь. Под его руководством были организованы и проведены многочисленные конкурсы и концерты исполнителей классической гитары. В 1988 году его пригласили в качестве члена жюри в Москву на первый Всесоюзный конкурс мастеров классической гитары.

В 1989-м он организовывает первый фестиваль классической гитарной музыки в Кыргызстане. Главная его мечта сбылась - в настоящее время классы классической гитары являются неотъемлемой частью программ в высших и средних специальных учебных заведениях искусства, в музыкальных школах. Уверена, что вклад моего папы в развитие кыргызского искусства неоценим еще и благодаря тому, что впервые в истории кыргызской инструментальной музыки он начал обрабатывать и перекладывать на исполнение классической гитары кыргызские кюу.

Он рассказывал, как в 1965 году в Таласе он впервые услышал игру знаменитого комузиста, заслуженного артиста республики Бейшеке Жандарова, который исполнял «Кокой кести». С тонкой музыкальной душой, он сразу понял, что гитара сможет придать новое звучание вечному произведению. В дальнейшем он обработал множество народных песен и мелодий, тем самым открывая новые грани и возможности инструмента. При этом он всегда очень бережно относился к оригинальному авторскому замыслу. Знаменитые мелодии Токтогула Сатылганова, Асанбека Кыдырназарова, Атая Огонбаева, Ибрая Туманова, Мураталы Куренкеева благодаря его кропотливому труду теперь зазвучали и на гитаре. Кроме этого еще много песен и музыкальных фантазий на кыргызскую тему были написаны им самим уже непосредственно для гитары. В 2002 году Даниал Назарматов выпустил сборник «Школа игры на гитаре» на кыргызском языке.

Он был прекрасным организатором, страстно болел за развитие культуры в республике. Когда был директором Кыргызской национальной филармонии имени Токтогула Сатылганова, то каждое лето он выезжал в регионы в поисках самородков. Известную певицу и комузистку Саламат Садыкову нашел в Таласе, когда она была инспектором райотдела культуры. Популярного юмориста Алыкула Джаныбекова услышал в Токтогуле. Пригласил в филармонию Нурака Абдрахманова и Малика Аликеева. При его непосредственном участии была создана фольклорно-эстрадная группа «Энесай», руководителем которой является народный артист КР Курмангазы Азыкбаев.

Достижения

В профессиональной жизни Даниала Назарматова была очень важная веха: в 1991 году его назначили министром культуры. Эта было самое трудное время для страны, которая переживала период становления после развала Советского Союза и разрыва всех культурных связей. В дело сохранения и дальнейшего развития культуры республики он вложил все свои силы, энергию и душу. При его непосредственном участии были подготовлены постановления Верховного Совета КР «О туризме», законы «О культуре», «О праздновании Нооруза» и другие. Именно по его инициативе - и за это он тогда получил много критики в свой адрес - в республике была создана Национальная консерватория имени К.Молдобосанова.

Он принимал активное участие в создании и деятельности ТЮРКСОЙ - международной организации, направленной на возрождение традиций духовного общения между родственными народами и странами тюркоязычного ареала. Тогда, в 1992 году, министры культур шести стран - Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Узбекистана и Турции - собрались в Стамбуле и заговорили о необходимости сохранения духовного наследия и культурной самобытности тюркского мира. Результатом этого явилось подписание в Алма-Ате в 1993 году договора о создании этой организации.

Личный вклад

Даниал Назарматов был непосредственным участником акции министров культуры СНГ в поддержку ликвидаций последствий Чернобыльской катастрофы в 1992 году. Тогда они организовали концерт, все средства от которого пошли в Фонд Чернобыля. Полад Бюль-Бюль Оглы, с которым его также связывали теплые дружеские отношения, вспоминал в одном из интервью: «…Мы давали благотворительные концерты, выручка от которых шла в Фонд Чернобыля. Состав у нас тогда был совершенно звездный. Сам Николай Губенко и министр Кыргызстана Даниал Назарматов играли на гитарах. Министр Таджикистана, женщина, блестяще читала стихи. Молдавский министр, режиссер, рассказывал актерские байки. Министр культуры России Юрий Соломин читал монологи. В общем, мощная компания…»

Плеяда

Огромное влияние на творчество Даниала Назарматова оказала его дружба с прославленными деятелями культуры Калыем Молдобасановым, Насыром Давлесовым, Асанханом Джумахматовым, Суйменкулом Чокморовым, Ураном Сарбагишевым, Булатом Минжилкиевым, Толомушом Океевым, Маркленом Баялиновым, Чолпонбеком Базарбаевым, народными акынами – Токтосуном Тыныбековым, Эстебесом Турсуналиевым, Замирбеком Усенбаевым, комузистами Чалагызом Исабаевым, Самарой Токтакуновой. С Чалагызом Исабаевым в 1995 году они задумали создание фольклорно-этнографического коллектива «Камбаркан». Картина Чокморова «Юрта в горах» с подписью «Даниалу от Суйменкула» висит у нас в доме на почетном месте. Всех этих людей мне посчастливилось часто видеть в детстве, но тогда я еще не понимала, что соприкасаюсь с легендарными личностями - для меня они были просто соратниками папы.

В кругу друзей

С большинством своих близких друзей он был с молодости, и до последнего вздоха хранил ко всем очень бережное отношение. Сколько себя помню, в нашем доме всегда было много гостей. Папа просто боготворил своих друзей, песня «А годы летят, наши годы летят…» стала своеобразным гимном их посиделок. У него был просто потрясающий талант создавать вокруг себя теплую атмосферу, в которой каждому его другу уделялось особое место. Ему очень повезло в жизни с друзьями, и я уверена, что им тоже.

У нас дома постоянно жили студенты из сел, а родственники и знакомые с периферии, приезжая в столицу, постоянно оставались у нас - иногда в гостиной спали по 5-6 человек. Будучи совсем детьми, мы очень часто ворчали по поводу непрошеных гостей. На что папа очень спокойно объяснял нам основы самых лучших традиций кыргызского гостеприимства.

Незабываемое

Так же страстно, как гитару, папа любил свою землю, горы Тянь-Шаня. Юрта на высокогорном джайлоо, куда он отвозил нас каждое лето, – одно из самых счастливых воспоминаний детства. До сих пор удивляюсь, как он умудрялся пробираться по крутым горным перевалам на своей легковушке. А вокруг бескрайние горы, величественные ели, размером с яблоко звезды и кристально чистый воздух. Днем мы катались на лошадях, купались в горной речке и собирали невиданной красоты цветы. А вечером, сев все вместе у костра, слушали его игру на гитаре.

Для меня папина любовь к маме до сих пор остается эталоном настоящего мужского чувства, трепетного отношения к Женщине. Наша мама всегда была на особом пьедестале - самая красивая, самая добрая, самая лучшая! Папа использовал только такие эпитеты. Его огромного сердца хватало на всех, никому никогда он не отказал в помощи, ни о ком никогда не забывал.

Боль утраты

Отец прожил достойную и счастливую жизнь настоящего Человека и Гражданина своей страны, который на любом посту искренне болел за свое дело. Он был очень добрым, светлым и порядочным. Мне очень не хватает его мудрого и мягкого совета. Его доброй улыбки. Его шуток. Его поддержки. Я счастлива и горда, что у меня такой папа. Мужчина с огромным любящим сердцем и великой душой.

Бизнес