22:30
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

Художники Ворпсведе. Неиссякаемое стремление к совершенству

В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева сегодня открылась выставка «Паула Модерзон-Беккер и художники Ворпсведе. Рисунки и гравюры/1895–1906». В ней организаторы (Гете-Институт Казахстан и Институт связей с зарубежными странами (ifa) при поддержке Посольства ФРГ в КР) представили более 60 рисунков и гравюр немецкой художницы и ее собратьев по художественной коммуне, организованной в 1889 году в местечке Ворпсведе близ Бремена, расположенном на севере Германии. В экспозиции также показаны документальные фотографии, портреты художников, которые «вышли» на природу, как барбизонцы (группа французских художников-пейзажистов. – Прим. ИА «24.kg»), чтобы обрести новые мощные стимулы и источники для вдохновения и творческого созидания.

На открытие выставки пришло немало людей, и впервые, пожалуй, рассказ организаторов об истории происхождения экспонатов был внимательно и терпеливо выслушан аудиторией. А узнали мы вот что. На рубеже XIX-XX веков на территории молодого германского государства, в его деревнях и небольших городках стали возникать изолированные поселения художников или, как их еще называли, художественные колонии. В общей сложности сформировалось около 20 коммун, где художники стремились воссоздать цельную среду для воспитания новых разносторонне одаренных и совершенных людей, каких описывал английский реформатор Уильям Моррис в своем утопическом романе «Вести ниоткуда».

Для того чтобы понять глубину представленных на выставке работ немецких художников, живших и творивших более ста лет назад, надо знать предысторию появления коммун. Оказывается, идея организации художественной колонии в Ворпсведе, которая в народе именовалась «Чертова трясина», принадлежит сыну булочника Фрицу Макензену. Поступив в 1884-м в знаменитую Дюссельдорфскую академию художеств, он в этом же году впервые посетил никому тогда не известную деревеньку Ворпсведе. Особое сияние, исходившее от болот, окружающих местность, дымчатое, необыкновенно богатое по цвету небо, извилистые деревья диковинного рисунка и местные жители поразили воображение Макензена своей подлинностью, какой-то глубокой архаической силой. Вскоре художник вновь приезжает в эти края вместе со своими друзьями-единомышленниками – Отто Модерзоном, Гансом ам Энде, Фрицем Овербеком и Генрихом Фогелером. В середине 1890-х после ряда проведенных выставок в крупнейших городах страны к обществу художников Ворпсведе приходит заслуженный успех. И эту тихую деревню заполонили приезжие художники, писатели, зрители, а у мастеров появились ученики, среди которых была и Паула Беккер.

Сама попытка Паулы стать профессиональным художником воспринималась в те годы как вызов общественному порядку. Но она наперекор общему мнению сумела стать «звездой первой величины Ворпсведе». Двадцатилетняя Паула стала ученицей Макензена в 1897 году, после окончания школы в Англии и учебы в Берлинской художественной школе для девушек. Паула сделала героями своих произведений жителей Ворпсведе и прилегающих деревень. На небольших холстах художница изображала их в обыденных жизненных ситуациях – за игрой, едой, бытовым разговором. Она говорила, что желает достичь в своем творчестве «библейской простоты». Именно ее в эти дни кыргызстанцы имеют счастье увидеть и прочувствовать.

На выставке также есть несколько работ Отто Модерзона, за которого Паула вышла замуж в 1901 году. Так что есть возможность сравнить их рисунки, задуматься о его влиянии на творчество супруги. По словам организаторов, сохранилось около тысячи работ Паулы Модерзон-Беккер. Это свидетельствует о систематическом, очень серьезном подходе к работе и творческому процессу.

Что интересно, в экспозиции представлено 11 оригинальных произведений художницы. С техниками печатной гравюры Паула познакомилась в гравировальной мастерской в Вайерберге, организованной Гансом ам Энде, еще до замужества, в 1895 году. Ее офорты эмоциональны и подчеркивают монументальность образов.

Вероятно, открывшаяся выставка интересна и полезна в первую очередь учащимся художественных вузов и учебных заведений. Однако и рядовые зрители могут испытать немало положительных эмоций.

Фото ИА «24.kg».

Бизнес