В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева открылась передвижная выставка «Декоративно-прикладное искусство Японии: традиции и техники».
Выставка разместилась на втором этаже в «стеклянном» зале и включила в себя 92 экспоната из творчества мастеров Страны восходящего солнца. Работы выполнены из традиционных материалов: керамики, стекла, дерева, бумаги, текстиля с использованием уникальных прикладных техник разных регионов этой страны.
Специалист отдела информации и культуры посольства Нурия Курманалиева рассказала ИА «24.kg», что в рамках международного турне экспозиция побывала в Словакии, Беларуси, Индии, Африке, США и других странах и повсюду вызывала восхищение и большой интерес у публики. «Вкусы и предпочтения японцев сильно отличаются от эстетических приоритетов жителей других стран. Японцы делают различные изделия не только для того, чтобы эстетически наслаждаться их созерцанием, но и применять в повседневной жизни. Взять, к примеру, посуду из керамики (чайники, сосуды для сакэ, декоративные блюда, горшки, вазы, соусницы, чаши, кружки, блюдца и другое), которой на выставке много. Многие технологии взяты из Китая и Кореи. Однако японская керамика отличается тем, что мастера уделяли большое внимание не только таким параметрам, как форма, орнамент и цвет, но и тому, какие ощущения будет вызывать керамическое изделие при соприкосновении с человеческой ладонью», - сказала она.
Какая выставка японского декоративно-прикладного искусства обходится без кимоно? Правильно, ни одна. Японский фонд, который по всему миру показывает данную экспозицию, из десятка видов кимоно решил остановить свой выбор на хомонги (кимоно для визитов) с поэтичным названием «Душистый ветер». Это единственный вид данной одежды, который давал художнику полную свободу творчества. Можно было изобразить все что угодно: весь животный и растительный мир, предметы быта, мифологические сюжеты и даже сцену из средневековой придворной жизни. Хомонги, полагают японцы, как ничто другое проецируют на себя все прекрасное, что окружает женщину Страны восходящего солнца.
Почти каждый экспонат удерживает ваше внимание. Вот, к примеру, целая серия работ деревянных/бамбуковых изделий: большие и маленькие коробки для переносного обеда, секретные коробки, маленький комод с пятью ящиками, контейнер для сладостей и даже клетка для… насекомых. И тут же недалеко представлены сделанные из тонкого бамбука сверчок «ко роги», сверчок-колокольчик «судзумуси», богомол, кузнечик. Все эти миниатюрные изделия – яркая демонстрация высокого мастерства кудесников из далекой страны.
Хочется упомянуть и о больших веерах маругамэ-утива. Их считают чисто японским изобретением. Изготавливался он из цельного куска дерева, затем обтягивался дорогим шелком либо бумагой, на которую наносился изысканный рисунок. Именно три таких веера представлены вниманию посетителей.
Выставка, несомненно, удалась. Есть на что посмотреть, сравнить, восхититься, задуматься. Экспозиция вызывает интерес к Стране восходящего солнца в целом и к людям, живущим в ней. Сегодня, когда ажиотаж по поводу технологических новинок и кулинарии этой страны поутих, имеет смысл обратить внимание на ту часть популярной культуры, которая, возможно, не всегда имеет утилитарную ценность. Но она отражает современные эстетические каноны и особенности Японии – ее декоративно-прикладное искусство. Приходите в музей, и вы поймете, о чем идет речь.