В Кыргызстане прошел десятый фестиваль «Джаз_Бишкек_Весна». Два дня любителей этой музыки принимала Национальная филармония, а в воскресенье музыканты выступили в Токмаке. География участников фестиваля по-прежнему широка: в Бишкек прибыли 11 групп из семи стран — Германии, Австрии, Швейцарии, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана. Вел вечера джазовый критик, музыковед, главный редактор журнала «Джаз.ру», автор книг о джазе Кирилл Мошков (Москва). Во время фестиваля прошли мастер-классы для молодых музыкантов Кыргызстана и джем-сессия участников, а также конференция «Этноджаз в Центральной Азии» с участием музыковедов из России, Китая, Нидерландов, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.
Маститые и начинающие
Первый вечер обозначился выступлением отечественных джаз-бэнда Викрама Рузахунова, группы «Аура» и зарубежных коллективов Passacaglia (Германия) и The Magic of Nomads (Казахстан). Все три кыргызстанские вокалистки — Марина Набокова, Салтанат Аширова и Аяна Касымова, вышедшие на сцену, оставили разные впечатления о пении. Очень заметно, как год от года растет профессионализм Аяны Касымовой. Девушка много работает над голосом, репертуар подбирает со вкусом.
Запад и восток
Немцы из ансамбля Passacaglia не в первый раз выступают в Кыргызстане. На заре своего становления эти музыканты остановились на пересечении различных направлений. Ансамбль черпает вдохновение в богатстве различных культур, в легендах и мифах, в песнях из румынского баната и фольклорных обработках Бартока, туркменских танцах и плавных казахских мелодиях. Бишкекской публике группа впервые представила композицию из шести частей. В одном произведении соприкоснулись кыргызский эпос «Манас» и джазовые импровизации, а манасчи и комузчи органично вписались в общий мотив, переплетя друг с другом различные миры. Нескончаемое удовольствие слушать этот ансамбль, в котором скрипач Макс Грош, виолончелист Евгений Бациян и пианист Штефан Шмид играют с тончайшим чутьем. А саксофон лидера коллектива Хуго Зигмета выдавал невероятно теплое и изящно оттененное звучание.
Ребята из Казахстана — The Magic of Nomads — участвовали в бишкекском фестивале несколько лет назад. Несмотря на то что в этот раз они прибыли в уменьшенном составе, очарования в их музыке не стало меньше. Руководит проектом и является автором композиций профессиональная исполнительница на древнем казахском инструменте кобызе Газиза Габдрахимова. Коллектив исполнил 7 композиций, ярко демонстрирующих синтез народных мелодий и современной музыки. Слушать их всегда интересно: порой одна вещь плавно перетекает в другую, воссоздавая и связывая в музыкальных образах эпоху предков казахов — саков, гуннов, тюрков — и унося с собой слушателя. К джазу в традиционном его виде, конечно, музыку этих кочевников не отнесешь. Скорее, они делают мирового уровня музыку с элементами этноджаза.
Дебют и давние знакомцы
К дебютировавшей на фестивале вокалистке Нурайым Рысбековой публика отнеслась спокойно. Одну из трех песен, «Биз жургон айлуу тун кайда», она спела на кыргызском, чем вызвала аплодисменты. Однако этого, на мой взгляд, ничтожно мало. Можно и нужно было бы ее хотя бы иначе интерпретировать, поменять аранжировку. Одним словом, для меня ее дебюта не случилось. При этом аккомпанировали ей прекрасные музыканты, в числе которых замечательная пианистка Элина Серго, на-гора выдававшая искрометные проигрыши.
Появление певицы Нургиз Чекиловой, которая давно не участвовала в джазовом фестивале, напротив, вызвало нескрываемую радость у публики. Исполнительница она достойная: глубокий бархатный голос, прекрасно подобранные композиции давно сделали ее в Кыргызстане и далеко за его пределами джазовой дивой. На фестивале она исполнила несколько джазовых стандартов, продемонстрировав высокую вокальную технику и виртуозность, которым зал восхищенно рукоплескал.
Старые добрые знакомцы — таджикская группа Avesto — закрывала первое отделение второго вечера. Их музыка по-прежнему стилистически разнообразна: в ней представлены и традиционные стили, и современные, смелые музыкальные решения и эксперименты. Но на протяжении всех пяти их композиций не покидало ощущение, что все исполнялось в прежние фестивальные годы, и потому песни до боли знакомы. Может, наступило время приехать ребятам в Бишкек с новыми вещами?
Дальше зазвучал остроумный расслабленный ска, немного свинга. Интонации, отдаленно напоминающие Тома Уэйтса. Взгляд исподлобья. Ехидная улыбка. Темные костюмы и смешная шерстяная шапка солиста... Австрийцы из The Merry Poppins встряхнули загрустившую публику. Они не играют джаз, но уже второй раз приезжают на фестиваль. Почему? Потому что это одна из лучших клубных команд Европы. Хулиганская смесь свинга, рок-н-ролла и уличного ска — то, чего так не хватает на многих концертах. И я не считаю их приезд в Бишкек ошибкой организаторов. Почему бы и нет?
Затянувшийся концерт
Многие зрители ушли после антракта, другие стали покидать зал во время второго отделения. Вероятно, организаторам в следующий раз надо иметь в виду, что на каком-то этапе зритель устает воспринимать концерт, и потому давать участникам разумное — не длинное — время для выступления. Оставшимся стойким слушателям посчастливилось услышать швейцарское трио Frank Salis, отечественную группу «Соленые орешки» и команду из Узбекистана «Калампир».
Как пояснил ведущий фестиваля Кирилл Мошков, музыканты трио живут и занимаются творчеством в италоязычной части Швейцарии. Не потому ли, подумалось, они так преисполнены таланта, харизмы и умения общаться с публикой, очаровывать ее своей игрой? В репертуаре — джазовые мелодии, сочетающие в себе элементы, как это ни странно, африканской и европейской музыки. Это некое слияние джаза и блюза. Лидер группы Фрэнк Салис говорит, что они играют какую-то часть композиций по нотам, а потом идет полная импровизация. «Если кто-то из нас начинает соло на инструменте, то есть становится ведущим, тогда мы под него подстраиваемся. Исполнение всегда в единичном экземпляре, уникально, второй раз не получится», — отмечает он. Слушатели по достоинству оценили фееричное соло-шоу барабанщика команды. Джазмены исполнили семь композиций.
Завершали фестиваль «Соленые орешки» и «Калампир». Первый коллектив помимо добротных джазовых стандартов представил композицию с популярной сейчас в КР песней «Кара жорго» в исполнении комузчи. Ребята из «Калампира» все дальше уходят в эксперимент, что у них славно получается. Жаль, сил воспринимать их творческие поиски у большинства слушателей уже не было.
Десятый джазовый фестиваль закончился, оставив у любителей лучшей в мире музыки массу ярких эмоций. А музыканты, покидая Кыргызстан, наверняка увезли незабываемые впечатления от нашей страны, от встреч с организаторами, людьми и благодарными зрителями.
Фото предоставлено CAAM.