01:00
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

Михаил Черняк. От поэзии Серебряного века до анекдотов XX-го

Столицу Кыргызстана с гастролями посетил заслуженный артист России, актер Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке Михаил Черняк. Он провел два интеллектуальных вечера со зрителями в Государственном национальном русском театре драмы. Так, 3 апреля состоялся литературный спектакль-концерт «Золото Серебряного века», а 4 апреля - юмористический спектакль-концерт «Анекдоты XX века». Подобных спектаклей в Кыргызстане нет. Однако в оба вечера выступления Михаила Черняка зал, к сожалению, был неполон. Зато артист был превосходен.

Михаил Черняк проявляет интерес к Серебряному веку и поэтам, сделавшим его таковым. Не желая сразу обрушить на зрителей всю силу и глубину поэзии того периода, не всегда отличавшейся светлыми и радостными нотами, актер выстроил композицию спектакля по принципу «от смешного — к серьезному». По его словам, «подобно театру, в котором есть две маски — светлая и темная, грустная и смешная, — Серебряный век так же делится на две части». Поэтому, начав с легкомысленных «анекдотов» Агнивцева и Аверченко, актер перешел к едко-язвительным сатирам Саши Черного, а затем — драматическим, философским, трагическим стихам Блока, Набокова и Гумилева.

В следующий вечер Михаил Черняк подарил бишкекчанам спектакль-концерт «Анекдоты XX века» - смесь из юмористических рассказов, стихов, анекдотов и актерских баек. В виртуозном прочтении перед публикой возникали, толпясь и соперничая, персонажи произведений Аверченко и Черного, Агнивцева и Конецкого – авторов, прекрасно владеющих стихией смеха, умеющих непринужденно переходить от иронии к сарказму, и потому спектакль отчасти напоминал творческий вечер, а публика стала не просто наблюдателем, но и активным участником происходящего.

А затем погожим апрельским днем Михаил Черняк ответил на вопросы ИА «24.kg».

- Как возникла идея создания спектаклей-концертов «Золото Серебряного века» и «Анекдоты XX века»?

- Начну со второго. Это древний спектакль, который родился, когда я был студентом. Учительница Мария Давыдова сильно повлияла на мое актерское становление, воспитание, вкус – в общем, на мою театральную жизнь. Она была известной личностью в узких кругах, вторым режиссером на «Ленфильме». Сейчас эта должность называется кастинг-директор. С ней дружили Фрейндлих, Лавров, Баталов, Миронов, Глузский, Смоктуновский, Голубкина, Ульянов и другие. С ними со всеми я встречался у нее. В этом кругу я вырос как актер и творческая личность. Она очень следила за моим репертуаром. Даже сейчас мы ставим в театре пьесы, которые в свое время подсказала она. Ее нет с нами с 2004 года, но ее идеи живут. Она продолжает работать.

Как-то в 1985 году Мария Иосифовна подсказала идею с рассказами Аверченко, сказав: «Не сиди сложа руки». Это было трудное время – начало эпохи перестройки. Тогда вдруг резко отпала необходимость в спектаклях, концертах. Люди перестали ходить в театр. В Ленинграде в залах сидело по 15-20 человек. В этот период я окончил театральный институт. В кино тогда не снимался, да его и снимать перестали… Одним словом, все началось с нескольких рассказов Аверченко. Она меня заставила выучить их, с ними я выступал. Будучи молодым артистом, сразу начал заниматься концертной деятельностью. Она сказала: «У тебя работы не будет, если ты сам себе ее не сделаешь». Этот принцип преследовал меня в течение всей жизни: сколько я напридумываю работы, столько у меня ее и будет. Очень редко меня куда-либо приглашали, инициатором всех творческих проектов был сам.

Спектакль «Золото Серебряного века» - совсем молодой, он родился пару лет назад из моих поэтических привязанностей. С Блоком я подружился давно, но Набокова-поэта открыл недавно. Я перечитывал Гумилева, ни одно стихотворение в меня не запало. И вдруг прочел «Блудного сына». Понял, что хочу читать это со сцены. К нему подобрались остальные стихи. Творчество Саши Черного знал со школьных времен. Почему бы его не выучить наизусть? Агнивцева подсказала Мария Иосифовна. Поэтому, когда все стихи подобрались, я решил сделать спектакль.

- Почему решили исполнить перед бишкекскими зрителями именно эти спектакли?

- Вам лучше ответила бы организатор Наталья, ушедшая гулять (улыбается). Это ее выбор. На самом деле, у меня большой репертуар, часов на 6-7 в монорежиме. Это не только спектакли, но и чтецкие программы.

- Как часто читаете поэзию Серебряного века со сцены? Всякий раз, как в первый, или есть ощущение, что поднадоело?

- Во-первых, я не часто это исполняю. Во-вторых, это составная часть профессии – играть, читать одно и то же по нескольку раз. У нас же другие порядки в Петербурге. У нас спектакли идут по 15-17 лет. Вы можете себе представить, что я прилечу в Петербург и буду играть в спектакле, который мы играем 17 лет? Будем его играть в 326-й раз. И зритель ходит. В репертуаре нашего Молодежного театра на Фонтанке около 30 спектаклей, и некоторые из них идут по 16-20 лет по 2 раза в месяц.

С другой стороны, я обязан оставаться живым в тех спектаклях, которые идут долго, и я играю в них. Поэтому время от времени делаю своеобразные перезагрузки себя. Как сотовый телефон или другой гаджет. Так же и актер должен перенастраиваться на время, в котором живет, события, происходящие вокруг, на свое настроение и внутренний мир, сиюминутные или вечные вещи. Такая перенастройка должна идти все время. Если она не происходит, актер превращается в застывшее, заасфальтированное, мертвое нечто.

- В Кыргызстане театр переживает непростой период. У вас есть рецепты его спасения?

- Нужны сильные режиссеры. Мне кажется, помощь театру должны оказывать на уровне правительства. Думаю, необходимо взаимопроникновение драматургий. Сейчас появилась хорошая российская драматургия. Спросите меня, и я не смогу назвать ни одного современного кыргызского драматурга. Это плохо. Почему нельзя в Санкт-Петербурге поставить пьесу кыргызского автора? У нас недавно вышел спектакль по пьесе казахского - Дулата Исабекова. И то я об этом узнал случайно от друга. И все, больше из Центральной Азии у нас никого на сцене нет.

Поэтому если начать процесс театральной лаборатории, взаимопроникновения драматургий наших стран, гастролей, тогда, возможно, ситуация с театром в Кыргызстане сдвинулась бы с места… Знаете, если бы меня сегодня свели с парой-тройкой молодых кыргызских драматургов, я бы забрал их пьесы, прочитал бы и начал толкать их в Петербурге. Надо это делать. Ну, позовите меня сюда на постановку, и я поставлю что-нибудь. Могу это сделать даже в кыргызском драмтеатре.

- Есть разница между кыргызстанской и российской публикой?

- Не заметил. Здесь хорошие живые зрители. В Петербурге публика холодная, ее минут 20 надо отмывать, надо перетягивать на свою сторону – все сидят такие закрытые, решают вопрос, не зря ли они пришли и потратили деньги.

- Назовите важные причины, по которым в театр ходить обязательно…

- В театре в присутствии зрителя актеры на сцене создают нечто живое, искреннее, приглашая пришедших стать сотворцами. Это не даст ни радио, ни телевидение, ни Интернет. Потом театр - к счастью или к сожалению – дешев: нужны только коврик (сцена) и актер, и все. Даже без декораций (как в военное время, скажем) в театре все равно будет интересно. Я говорю о настоящем театре и актерах. За живым надо ходить в театр, за энергией. Проводить свою сверку душевную с миром, с собой, близкими и друзьями, людьми вокруг.

Фото ИА «24.kg».

Бизнес