Скандал с тендером на реконструкцию автодороги Бишкек - Кара-Балта обрастает новыми подробностями. Азиатский банк развития диктует свои условия, а отвечать в случае чего будет правительство Кыргызстана.
Донор против тендерной комиссии
Пока тендер по реконструкции дороги приостановлен. Изначально тендерная комиссия отклонила претендента с наименьшей ценой China Railway №5 Engineering Group Co. LTD. из-за несбалансированности проекта и возможного риска неисполнения контракта.
Донор проекта, Азиатский банк развития, наотрез отказался утверждать решение комиссии и рекомендовал увеличить банковскую гарантию по проекту до 20 процентов.
Банковская гарантия не покрывает рисков кыргызской стороны в случае невыполнения проекта.
Но АБР твердо стоит на своем: победителем нужно признать компанию с наименьшей ценой. Министр транспорта и дорог с донором согласен.
Семь раз подумай, один - подпиши
Все просто. Когда подписывали соглашение о выделении средств, в него включили пункт о том, что тендер на реконструкцию дороги проведут по правилам, прописанным в руководстве Азиатского банка развития по проведению закупок.
Закону Кыргызстана о госзакупках тендер на реконструкцию автодороги Бишкек – Кара-Балта не подчиняется.
Выделяемая Азиатским банком развития сумма – отнюдь не безвозмездная помощь. Большая ее часть – кредит, пусть и на льготных условиях. Так что рассчитываться по нему будет правительство из наших с вами налогов.
Конфликт давно стал достоянием общественности. Депутаты даже предложили отменить тендер от греха подальше и назначить новый. В Министерстве транспорта отрезали: такое решение может принять только Азиатский банк развития.
Причем тут министр?
В этих разборках не раз всплывало имя министра транспорта и дорог Замирбека Айдарова. Бывший председатель тендерной комиссии Мелисбек Алыпсатаров обвинил его в лоббировании интересов отдельной компании.
Однако факты говорят о другом. В разгар скандала Замирбек Айдаров дает интервью, где утверждает, что China Railway №5 – наиболее подходящий претендент на строительство дороги. Правда, сейчас от своих слов отказывается.
«Проект изначально разработан для участка дороги с 9-го по 61-й километр. Из-за нехватки средств его будут реализовывать с 15-го километра. Сейчас есть возможность присудить контракт компании с наименьшей ценой - в $70 миллионов, а оставшиеся $25 миллионов можно направить на строительство оставшихся 6 километров», - заявлял в свое время Замирбек Айдаров.
Не считает он вмешательством в работу тендерной комиссии и переписку с Азиатским банком развития. А письмо с предложением установить для China Railway №5 дополнительное условие выигрыша в тендере чиновник и вовсе назвал «просьбой о рекомендации».
Что скажет АБР?
В этой истории первую скрипку, как ни крути, играет Азиатский банк развития. Но именно он отмалчивался все время, пока шли разборки. На сей раз директор по стране постоянного представительства АБР в КР Кэндис МакДэйган четко и ясно рассказала, как видит международный финансовый институт эту проблему.
Тендер на реконструкцию автодороги Бишкек – Кара-Балта проводится по правилам руководства АБР по закупкам. Это прописано в соглашении о финансировании, которое приняло правительство и ратифицировал Жогорку Кенеш.
При этом в АБР уверены, что их руководство отвечает самым высоким требованиям в отношении соблюдения честности и антикоррупционных мер. В представительстве банка отмечают, что их отказ признать победителем азербайджанскую компанию Azvirt обоснован этим руководством. В нем четко прописаны рекомендации, как действовать, если претендент подходит по техническим параметрам, но предложил слишком низкую цену. В этом случае и применяется увеличенная банковская гарантия.
Окончательное решение по проекту принимает отнюдь не представительство АБР в республике, а независимый тендерный комитет. Кроме того, Кэндис МакДэйган подчеркнула, что АБР вправе запрашивать у чиновников Кыргызстана, в том числе и у Министерства транспорта, отдельную документацию по тендеру.
Опять отставка правительства?
Точку в скандальном тендере поставят нескоро. Депутаты решили создать рабочую комиссию и в течение месяца выяснить, в чем же проблема и кто виноват в конфликте.
Парламентарий Мирлан Жеенчороев отметил, что у правоохранительных органов в ближайшее время будет много работы. Кроме проверки на коррупционность тендера сотрудникам органов нужно дать оценку действиям руководства Минтранса в части нарушения пункта руководства по закупкам о соблюдении конфиденциальности при проведении тендера.
Другой депутат, бывший министр внутренних дел Бакирдин Субанбеков, и вовсе предложил Замирбеку Айдарову разобраться «в своем хозяйстве», пока не поздно.
Вспомнили народные избранники и о том, что проблемы с тендером далеко не первые в этом году. Ранее скандал разгорелся вокруг строительства автодороги Балыкчи - Корумду. Итог противостояния правительства и депутатов для первых стал печальным: отставка.
Депутатская комиссия после изучения ситуации даст правительству и правоохранительным органам рекомендации, где искать подвох. Однако главная оплошность уже видна.
Кыргызстан так старается найти кредиторов, что в погоне за ними забывает о национальных интересах. Иначе как объяснить то, что по соглашению о строительстве автодороги Бишкек - Кара-Балта правила диктует АБР, а отвечать за последствия будет Кыргызстан?