00:05
USD 85.80
EUR 93.14
RUB 0.88

Конституция. Менять, нельзя оставить

Конституцию все-таки пустят под нож?

Политики вновь заговорили о переписывании Основного закона. В частности, речь о сокращении полномочий президента и усилении премьер-министра. Эксперты отмечают, что в случае, если глава государства станет лишь номинальной фигурой, то всенародно его избирать отпадет необходимость. Эти функции можно передать парламенту.

Итак, «низы» по привычке отреагировали на месседж «верхов». Основной закон будет частично переписан. Референдум неизбежен. Но, похоже, у властей нет четкого представления о том, как пройдет затея с правкой Конституции.

В топку

Первым, кто попытался совершить покушение на Конституцию, был экс-депутат Карганбек Самаков, ныне обвиняемый в земельных махинациях.  В 2014 году он разработал законопроект, разрешающий вносить поправки в документ, не дожидаясь окончания моратория. Тогда лидер «Ата Мекена» Омурбек Текебаев выступил с критикой инициативы, отметив, что действующая Конституция не нуждается в доработке. Были и другие активисты из малоизвестных общественных организаций, поднимавших данную тему. Однако никто их всерьез не воспринимал. Но стоило вмешаться в процесс аппарату президента, как дело сдвинулось.

Круг новых «портных» пока не определен. В парламенте утверждают, что правильный вариант спустят по традиции с седьмого этажа «Белого дома», а послушным депутатам останется только нажать «зеленую кнопку».

К слову, приготовленный в 2015 году  законопроет с изменениями тест на пригодность не прошел. Гражданские активисты разнесли документ в пух и в прах. Колдовали над ним глава «Ар-Намыса» Феликс Кулов, лидер парламентской фракции СДПК Чыныбай Турсунбеков и сам Омурбек Текебаев. Эксперты, и местные, и зарубежные, дружно возмущались, узнав о некоторых инициативах властей. В частности, ликвидировать Конституционную палату, справедливо посчитав, что ее исчезновение усилит полномочия президента и приведет к откату от парламентаризма. 

Читайте по теме

Не пришлась по душе аналитикам и идея лишать мандата неугодных депутатов по решению фракций. Как отмечали эксперты, в этом случае власти получают абсолютно лояльный парламент. Раскритиковали и ноу-хау с выборами судей по представлению президента, назвав это путем к созданию подконтрольной судебной власти. После резкой критики отечественных юристов и замечаний членов Венецианской комиссии пакет поправок отозвали.

Однако эксперт Зайнидин Курманов прокомментировал ИА «24.kg», что не считает, будто, отказавшись весной 2015 года от идеи очередной переделки Конституции, наши политики продемонстрировали торжество разума над корыстью. «Предлагаемые тогдашним коалиционным большинством поправки очень напоминают изменения, внесенные ранее в Конституцию России. Согласно им, укрепляется вертикаль исполнительной власти под премьер-министра, который еще в виде бонуса получает карманный парламент. У нас предлагалось сделать то же. Но после многотысячных акций протеста в Армении Бишкеку дали указание – назад, и проект закона о корректировке Конституции быстро отозвали, поскольку поняли: ситуация может выйти из-под контроля и поднять градус протеста до критического максимума. Наша страна давно под внешним управлением, и все решения по Кыргызстану принимаются не в нашем «Белом доме», - считает Зайнидин Курманов.

Только народный глас

Вместе с тем в Основном законе прописан только один способ преодоления запрета на его изменения – когда инициатива исходит «снизу», то есть от народа. Парламентарии же не могут быть субъектами законотворчества в случае внесения поправок в Конституцию.

Но противоречие исчезло, как только приняли Закон «О биометрической регистрации населения». Как полагают аналитики, этот документ – своего рода подушка безопасности для будущего плебисцита. Референдум будет считаться состоявшимся, если «за» проголосуют 50 процентов граждан плюс один от числа избирателей. «Поэтому власти заинтересованы в снижении количества лиц в избирательных списках. Из-за закона о биометрии в списки попадет намного меньше людей, чем проживает в стране. Вопрос о биометрии – это вопрос о референдуме. То, что Алмазбек Атамбаев перестанет быть президентом, не означает, что он не предстанет перед нами в новом качестве. Поэтому изменения в Конституцию – вопрос сохранения не персоналий, а ресурсов, команды и собственной безопасности», - считает аналитик Анвар Нагоев.

В коридорах власти рассказали, что вероятнее всего референдум пройдет осенью. На нем граждане проголосуют за отмену моратория. Далее последуют роспуск парламента и новые выборы, а осенью 2017 года новоиспеченные слуги народа изберут президента. Пока это только предположение. И если «отец» Конституции Омурбек Текебаев готов отдать свое детище на перекройку, то вот с тем, чтобы его коллеги по законотворчеству выбирали главу государства, он категорически не согласен. Ему напомнили после принесения присяги новым кабинетом министров.  

Как отметил Омурбек Текебаев, многие решили после выступления Алмазбека Атамбаева в парламенте 6 ноября 2015 года, будто президент ратует за то, чтобы нового главу государства избирал парламент. «На самом деле Алмазбек Атамбаев так не считает. Более того, он заявил мне во время личной беседы, что такой подход к избранию главы государства неприемлем для Кыргызстана», - сказал Омурбек Текебаев.

Главный социалист отметил, что он против избрания президента Жогорку Кенешем. «Даже если Кыргызстан станет страной с сильным парламентским правлением, вопрос избрания первого лица государства должен решаться путем всенародного голосования», - подчеркнул он.

Очей очарование

Вернемся, однако, к референдуму. Политологи уверены, что основные страсти разгорятся не при его подготовке и проведении, ведь биометрика действительно позволит получить необходимое количество голосов. Не будет бури и при прощании с шестым созывом. «Если роспуск действительно состоится, то нынешние «золотые» депутаты, потратившие на выборы в 2015 году миллионы сомов, смирятся с участью проигравших на торгах. Накал случится при избрании нового состава ЖК КР. Все будет сделано для того, чтобы нынешняя власть сохранила свой ресурс», - утверждает Анвар Нагоев.

Тем временем идею проведения референдума принялись обсуждать в экспертных кругах. Аналитики узрели в попытках поменять Конституцию подвох. Марс Сариев считает, что это медвежья услуга Алмазбеку Атамбаеву.

«Инициатива наводит на смутные подозрения, что начались определенные игры. Как бы ни пытались инициаторы обосновать необходимость внесения поправок в Конституцию, подавляющее большинство граждан все равно будут думать, что они выгодны президенту для продления его полномочий. И сейчас, чтобы не будить лихо, лучше не трогать Основной закон. Предлагаемые изменения не так концептуальны, их можно трактовать как попытку протащить за ними более существенные корректировки по усилению главы государства», - добавил Марс Сариев.

Эксперт отметил, что проводить референдум осенью чуть ли не синхронно с местными выборами - неправильно. «При таком раскладе понятно, что ситуация будет моделироваться. Это отвлечение внимания от выборов», - добавил Марс Сариев.

С ним согласен и Табылды Акеров. Он опасается, что политики, оберегающие насиженные теплые кресла, хотят усилить полномочия президента КР и продлить срок его правления. «Это прежняя практика, и мы все знаем: когда главы КР хотели снова идти на выборы, то меняли Основной закон. И сегодня вновь всплывают подобные инициативы», - добавил он.

От дивана до урны

Так или иначе, пока понятно одно: Конституцию все же решено изменить. Какие мы увидим окончательные варианты ее корректировки – неизвестно. Но если учитывать, что кыргызстанцы в большинстве своем нынче все больше «диванные комментаторы», то исход запланированного референдума, призванного узаконить перекроенную Конституцию, фактически предрешен…

А если действительно в измененном Основном законе урежут полномочия президента, а премьер-министра усилят, то следующий глава государства станет «марионеточным лидером». Тогда основная борьба на выборах–2017 развернется не за его пост, а за портфель главы правительства. 

Популярные новости
Бизнес