03:45
USD 87.00
EUR 90.41
RUB 0.84

ДПС.kg: все возвращается на круги своя

Глава ДПС разрешил подчиненным использовать личные машины в служебных целях. Отмечается, что решение принято в связи с нехваткой служебных патрульных транспортных средств для несения службы. Запрет на использование личных авто в служебных целях продержался в стране почти четыре года.

ИА «24.kg» узнавало у респондентов, как они относятся к новшествам ДПС. Станет ли увеличение числа патрульных машин панацеей от беспредела на дорогах КР?

Кубат Рахимов, председатель комитета ТПП КР по вопросам промышленной политики, содействия экспорту, развития инфраструктуры и логистики:

- Есть два варианта. В первом (похожем, но из XIX века) надо переходить к американской системе шерифов. Люди их выбирают на своей территории, а они отвечают за порядок на вверенном участке, зачастую используя личный транспорт. Но надо вносить много поправок в законодательство, ибо шериф - фигура выборная. Не получим ли мы легализованные «красные крыши» или что-то подобное? Еще и на тонированных черных «Лексусах». Возможно, это чревато для нашей страны. Либо надо прекратить игры с разумом и делать по европейскому стандарту: у полицейского при исполнении не должно быть ничего личного - денег, мобильного телефона, украшений, тем более своего автомобиля или мотоцикла. Но государство берет на себя все обязательства для добросовестного исполнения служебного долга, включая зарплату и страховку, при этом использует жесточайший механизм контроля работы полицейского. И вообще нам давным-давно пора поменять милицию на полицию, перезагрузить всю систему МВД, разделить функции дорожной и парковочной полиции.

Оксана Васильева, жительница города Кара-Балты:

- Я поддерживаю идею. Что в этом страшного? Что нового? В регионах сотрудники ДПС часто дежурят на личных автомобилях. Просто нет возможности купить нужное для всей страны количество машин. А порядок на дорогах наводить все равно надо. Не думаю, что после решения Сергея Дьяченко что-то изменится. Он лишь пытается узаконить свершившийся факт. Может, конечно, не совсем правильно. Но это другой разговор. А для водителей, которые соблюдают правила, ничего не изменится. Какая мне разница, на какой машине дежурит ДПС, если я ничего не нарушила? Против инициативы, уверена, выступят только те водители, которые постоянно нарушают, ездят, как бешеные. Теперь им придется соблюдать правила: а вдруг за поворотом ГАИ?

Бакыт Дегенбаев, предприниматель, основатель группы «Покупай кыргызское»:

- Я категорически против. Ничего хорошего она не принесет.

Денис Бердаков, политолог:

- Инициатива от бедности. Нет у ДПС достаточного числа своих машин. С точки зрения необходимости и здравого смысла как поступить руководству ДПС? Правильно, использовать тот транспорт, который есть у сотрудников. Между сотрудником и ДПС заключат типовой договор, машину перекрасят, оборудуют спецсигналами и госномерами. С точки зрения участников дорожного движения разница минимальная. Теоретически это должно повысить сервис госуслуг: так как машин станет больше, значит, улучшится патрулирование. Хотя по факту дело не в машинах и том, частные они или нет. Дело в том, что большая часть правоохранительной системы недееспособна и сама регулярно нарушает законы.

Азамат Айтбаев, блогер, город Каракол:

- Эта инициатива показывает, что мы идем назад, а не вперед! Я до этого пару раз снимал видео с сотрудниками ГАИ, где они работали без спецмашины. Спрашивал у них, почему работают на личном транспорте. Услышав вопрос, они сразу покидали посты на улицах. А если теперь подойти к ним, они скажут: у нас есть такой закон. Я думаю, ДПС с дорог КР вообще нужно убрать! Нужно ставить на улицах камеры видеонаблюдения, как в нормальных государствах.

Екатерина Светачева, город Бишкек:

- Плохо. Сотрудники ДПС будут наглеть и врать, что стоят в тех или иных местах не по своей инициативе.

Эркин Сарымсаков, сотрудник международной организации:

- Считаю идею главы ДПС вынужденной мерой. В городе не хватает служебных авто для сотрудников службы. Многие машины, подозреваю, не в удовлетворительном техническом состоянии. На дорогах ситуация патовая. С личным авто сотрудник ДПС более оперативен. С другой стороны, у людей есть боязнь, что на дорогах появятся «оборотни в погонах». Но ведь всегда можно проверить документы сотрудника, жетон. Есть, конечно, обратная сторона этой идеи, негативная. Но, повторюсь, идея вынужденная.

Каныбек Урматов, таксист:

- Я против. Совсем уже обнаглели. Вместо того чтобы навести порядок, глава ДПС делает лучше для своих сотрудников. Они думают только о себе, о том, как набить карман. Я вот читал, что премьер-министр приказал реформировать ДПС. Это и есть реформы? Гаишники первые нарушают ПДД, никому не подчиняются, никто им не указ, а страдают в итоге простые люди.

Рита Карасартова, руководитель Института общественных исследований:

- Разве это проблема? Была в таких постсоветских странах, как Азербайджан, Молдова, и не встретила ни одного сотрудника ДПС. На вопрос, где они, мне указали на видеокамеры. А наши - за каждым перекрестком. И фиксируют нарушения через одно, потому что каждый второй - «крутой» водитель. Попадешь к таким - лишишься работы. Вот сотрудники от греха подальше стараются не трогать «крутых», их отпрысков и родственников. Вообще надо уволить всех дэпээсников и установить камеры наблюдения. Достали уже своими псевдореформами!

Александр Зеличенко, полковник милиции:

- Отрицательно. Конечно, это вынужденная мера. Лучше всего работать на служебных машинах. Если помните, в свое время издали приказ о категорическом запрете на использование личных автомобилей в служебных целых. Сейчас руководство ДПС вынуждено приказ отменить. Государство пока, к сожалению, не в состоянии обеспечить ДПС необходимым транспортом. Даже минимальным количеством автомобилей. Поэтому приходится идти на такие меры. Надеюсь, когда-нибудь эту норму отменят, и сотрудники ДПС получат транспорт, оснащение и зарплату в полной мере.

- Что даст такая мера?

- Мобильность, возможность быстрее реагировать на ситуацию на дорогах. Да и реакция водителей на сотрудников ДПС, которые дежурят на автомобиле, совсем другая, чем на тех, кто без него. Все-таки нарушители будут знать, что в случае чего его могут догнать.

- Но при этом мы вновь хороним проект «Безопасный город»…

- Это другой разговор. Проект «Безопасный город» - то, что было нужно стране, что называется, еще позавчера. Это решит многие проблемы, нормализует ситуацию на дорогах. Но пока этого нет. Поэтому руководству ДПС приходится разрешать использование личного транспорта в служебных целях. Я не оправдываю инициативу, но другого выхода просто нет.

Владимир Плужник, директор правозащитного центра «Вигенс»:

- С точки зрения закона это не нарушение. Главное, чтобы каждому водителю показывали лист дислокации, где указан квадрат расположения патруля. Этого сотрудники ДПС явно делать не будут.

Бизнес