Кыргызстан наконец-то сделал первый шаг вперед в сторону развития. Нам сообщили, что из аэропорта «Манас» теперь можно добраться в Бишкек на комфортабельных шаттл-басах «Аэроэкспресс», курсирующих по двум направлениям каждые полчаса. Цена поездки демократичная — 120 сомов. Это была одна из самых позитивных новостей последнего времени! Но в Кыргызстане, такое впечатление, госмашина убивает на корню любую положительную работу предпринимателей.
По поручению правительства
Ранее пассажиры могли уехать из аэропорта только на такси или пригородной маршрутке № 380. Не успели кыргызстанцы и гости столицы насладиться «Аэроэкспрессами», как Чуйское автотранспортное управление выдало предписание приостановить их работу.
Шаттл-басы запустило ОАО «Международный аэропорт «Манас» совместно с компанией ОсОО «Дас-Транс». Руководство страны поставило задачу перед всеми министерствами и ведомствами поддержать развитие туризма. В рамках поддержки разработан комплекс мер для улучшения обслуживания иностранных, местных граждан и туристов в сфере пассажироперевозок.
Маршрут «Аэроэкспрессов» проходит через крупные отели. Планировалось, что их услугами будут пользоваться как бишкекчане, так и туристы, остановившиеся в гостиницах.
В планах ОсОО «Дас-Транс» — запустить экспрессное сообщение от Международного аэропорта «Манас» на Иссык-Куль и в Ташкент.
Перед тем как запустить шаттл-басы, руководитель компании Нурбек Турсунбаев обратился в Министерство транспорта и дорог. Оттуда пришел ответ, что «предложение заслуживает внимания и поддержки в рамках реализации задач, поставленных правительством по созданию условий для развития туризма в стране, в том числе по повышению качества обслуживания туристов и иностранных граждан».
Минтранс попросил мэрию Бишкека оказать содействие в открытии нового маршрута.
Агентство антимонопольного регулирования также дало положительное заключение. Пассажирские перевозки на автомобильном транспорте общего пользования не признаны сферой естественных монополий, поэтому перевозчик сам вправе устанавливать цену.
«Госагентство поддерживает появление новых хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок. Это создаст благоприятные условия для развития конкуренции и предпринимательства», — говорится в письме.
Маршруточники негодуют
Комфортабельные «Аэроэкспрессы» помешали маршруточникам и Агентству автомобильного, водного транспорта и весогабаритного контроля. Нурбек Турсунбаев 13 июня получил предписание об устранении нарушений лицензионного и транспортного законодательства.
Чуйское автотранспортное управление настаивает на том, что шаттл-басы дублируют маршрут № 380 и это создает конфликтные ситуации, вызывает недовольство водителей, работающих на нем.
Выходит, Министерство транспорта и дорог поддержало инициативу, приветствуя развитие качественных и комфортных пассажирских перевозок, а нижестоящее управление игнорирует?
Кроме того, в предписании Чуйского автотранспортного управления указано, что водители шаттл-басов работают без путевого листа, схемы движения, графика режима труда и отдыха. «На момент вынесения предписания никто у водителей ничего не проверял. Самый главный вопрос: почему предписание выносила Чуйская транспортная инспекция, хотя шаттл не имеет остановок на территории Чуйской области? Аэропорт «Манас» относится к городу, и если нет остановок в области, то она и не может что-то предъявить. Транспортная инспекция ссылается на дублирование шаттлом пригородного маршрута № 380», — пояснил Нурбек Турсунбаев.
Дошло до того, что у водителей отобрали документы. Они не смогли выйти на работу, тем самым нарушив договоренность с гостиницей о перевозке пассажиров.
К слову отметим, маршрут № 380 является пригородным, и конечной точкой бусов должен быть Западный автовокзал. Однако водители нарушают это требование и устроили стоянку на пересечении бульвара Молодой Гвардии и проспекта Чуй.
По информации Чуйского автотранспортного управления, на 380-м маршруте работают ОсОО «Ай Мэ» и «Транс Союз Азия». Найти информацию о компаниях в базе данных Министерства юстиции не удалось.
Шаттл-басы вне закона
Начальник отдела проверки транспорта Государственного агентства автомобильного и водного транспорта Нурбек Капетов заявил ИА «24.kg», что шаттл-басы работают незаконно. По правилам организации пассажирских перевозок они выполняют нерегулярные (заказные, специальные, туристическо-экскурсионные, коммерческие) перевозки. Следовательно, «Аэроэкспрессы» могут перевозить только пассажиров по заранее согласованному с турфирмой списку.
Однако владелец шаттл-басов Нурбек Турсунбаев уверяет, что заказными перевозками могут пользоваться и пассажиры без предварительной договоренности с турфирмами. «У нас продаются билеты. Каждый пассажир может купить их, уточнив время отправки «Аэроэкспресса». Это и есть заказ. Водители работают по патенту. Билет можно приобрести и у них», — отметил он.
В правилах организации пассажирских перевозок указано, что заказы организаций или граждан на автобусы принимаются в письменной форме. Оформляют договоры на туристическо-экскурсионные перевозки при получении от организации заполненного бланка заказа с указанием в нем места назначения, маршрута следования, предусмотренных мест остановки, числа провозимых пассажиров, фамилии лица, ответственного за перевозку.
Заместитель министра транспорта и дорог Женишбек Ногойбаев, как и прежде, поддерживает проект, но с одним условием: перевозки должны быть законными. «Идея хорошая для цивильного развития перевозок туристов. Условия комфортные, цена приемлемая. Это городской маршрут. Узаконить его может только мэрия Бишкека. Не знаю, какое решение приняли городские власти, но перевозчик решил сделать перевозки заказными, заключив договоры с отелями и турфирмами», — пояснил он.
Работая по такой схеме, «Аэроэкспрессы» не могут возить всех желающих, а только тех, кто оформил заказ через турфирму или отель.
«Компания также хочет запустить «Аэроэкспрессы» на Иссык-Куль. Мы с удовольствием поддержим. Но исполнение должно быть законным», — отметил Женишбек Ногойбаев.
Не сошлись в цене
Проблемы бы ни возникло, если бы «Аэроэкспрессы» получили городской маршрут. Как рассказал ИА «24.kg» начальник Управления городского транспорта Бишкека Хасанбек Алимбеков, ОсОО «Дас-Транс» обращалось в УГТ для согласования схемы движения.
«Мы объяснили, что по постановлению иногородние автобусы должны заезжать на автовокзал. Тарифы следовало согласовать с городским кенешем. В экспресс-маршрутках плата за проезд составляет 17 сомов, в шаттл-басах — 120 сомов. Нужно было получить согласование в БГК, ГУОБДД, а после — в мэрии. Но тариф не устроил перевозчика», — отметил он.
По его словам, у перевозчика нет согласования ни с ГУОБДД, ни с Управлением городского транспорта. «УГТ не контролирует работу заказных автобусов. Тем не менее маршрут движения нужно согласовать в ГУОБДД», — сказал Хасанбек Алимбеков.
Государственное агентство автомобильного и водного транспорта настаивает, что ОсОО «Дас-Транс» должно прекратить свою деятельность. В противном случае компанию лишат лицензии.
Однако законом о транспорте и правилами организации пассажирских перевозок предусмотрен вариант перевозок по заказу, что не требует утверждения маршрута или согласования с Управлением транспорта.
Власти не могут выделить деньги на организацию современных и цивилизованных пассажирских перевозок из аэропорта в столицу. О каком развитии туризма мы говорим, если гости страны по-прежнему не смогут добраться до места назначения с комфортом и по маршруту, который удобен им, а не чиновникам?