03:48
USD 69.74
EUR 79.24
RUB 1.05

«Безопасный город»: кто есть кто?

Через неделю в Бишкеке объявят победителя тендера на реализацию проекта «Безопасный город». И чем ближе час Х, тем больше грязи льется в СМИ на участников конкурса. Но не на всех.

Изначально в обществе идею масштабного проекта по оснащению улиц столицы (и не только) камерами фото- и видеофиксации нарушений активно поддержали. Ежегодно на дорогах Кыргызстана погибают сотни людей. В мирное время КР несет человеческих потерь больше, чем в военное. Назрела необходимость пересмотреть принципы обеспечения безопасности дорожного движения и наказания нарушителей. Используя международный опыт, решено осуществить проект «Безопасный город» - внедрить автоматизированную систему фото- и видеофиксации на территории республики (в столице, Оше, Караколе и на трассе Бишкек - Каракол).

Однако провалившийся первый тендер заставил многих усомниться в том, что «Безопасный город» когда-либо реализуют. Итоги предыдущего конкурса, который выиграла китайская компания, признали недействительными из-за многочисленных нарушений. Повторно тендер объявили в сентябре 2014 года, а 10 октября в прямом эфире ОТРК члены комиссии вскрыли тендерные заявки 8 компаний, из которых 3 местные и 5 иностранных. Во второй этап отбора прошли компании Dessa International S.R.L. (ОсОО с канадскими инвестициями, зарегистрированное в Молдове), Shenzhen Topform Computer Tehnology Co Ltd. (КНР), Ozone Iletişim Teknolojileri (Турция), «Стилсофт Бишкек» (Кыргызстан) и Anteo Worldwide (Израиль).

Понятно, что масштабные проекты вроде «Безопасного города» не проходят без «своих». Очевидным это стало после того, как в некоторых СМИ полились тонны грязи на все компании, кроме одной – кыргызской компании с российским капиталом. «Плохие» конкуренты последней, дескать, хотят лишь обогатиться, а это ОсОО «о народе думает».

Такими же методами в 2012 году нам рисовали положительный образ компании Beijing Construction Engineering Group International Co. LTD – победительницы предыдущего тендера. Однако впоследствии суд признал контракт с ней недействительным. Депутаты заявляли, что бывший глава МВД Зарылбек Рысалиев был заинтересован в победе именно этой китайской компании.

Кто же на этот раз заинтересован в победе российско-кыргызской компании? Пока однозначного ответа нет. Да и не ставим мы своей задачей кого-то разоблачать. Важнее, чтобы проект по обеспечению безопасности на улицах столицы и крупных городов заработал.

Очернение же в СМИ отдельных компаний - участниц тендера заставило усомниться в том, что он проводится прозрачно и честно. При этом к минусам конкурентов якобы фаворита приписывают отсутствие сайтов (интернет-страничек во Всемирной паутине) и вероятность привлечения к работам третьих экономических агентов. Остальные доводы и вовсе основаны на слухах.

Между тем мировой опыт показывает, что подобными проектами эффективно занимаются именно консорциумы. В тендерном списке таких несколько, и понятно, что в самой процедуре участвует определенная компания, в данном случае выбранная лицом консорциума.

Вместе с тем известно, например, что в случае с молдаванами речь о верхушке айсберга: участник тендера - это компания-представитель международного консорциума, и у нее есть опыт частно-государственного партнерства на постсоветском пространстве. Как стало известно, в консорциум входят один из крупнейших мировых производителей специализированного оборудования для мониторинга «Енджине» (Италия), а партнерами по проекту «Безопасный город» являются группа компаний «Центр» (Казань), российские производители «Автоураган» и «Автодория». Все это удалось выяснить, связавшись с молдавскими коллегами, которые знают об этом международном экономическом агенте не понаслышке. В этой стране полным ходом идет внедрение указанной компанией систем мониторинга и не только.

«В городе Бельцы заменено уличное освещение: раньше фонари светили до полуночи и пожирали миллионы из бюджета, а теперь светят всю ночь и обходятся во много раз дешевле. В молдавских городах меняются светофоры, наносится новая, светящаяся разметка, начинается проект по обустройству парковок с паркоматами», - рассказал ИА «24.kg» главный редактор регионального молдавского сайта Максим Калмыков.

Стоит ли говорить, что и о других компаниях в Интернете есть достаточно информации. Много интересного можно узнать и у коллег в странах бывшего Союза. Дабы проект «Безопасный город» вновь не вышел комом, информацию стоит черпать не только из одного источника.

На днях члены тендерной комиссии объявят победителя. Кто им станет? А главное - как? Гадать осталось недолго.

Фото из Интернета

Популярные новости
Бизнес