В Кыргызстане насчитывают 100 видов ак калпака. Этот древний войлочный головной убор имеет богатую историю, а его создание — много тонкостей, о которых ИА «24.kg» рассказала руководитель общественного объединения «Кийиз дуйно — Кочмон руху» Айдай Асангулова, которая уже много лет занимается реконструкцией кыргызской национальной одежды и сохранением народных традиций.
— Расскажите об особенностях ак калпака.
— В 2009 году мы начали проект «Кыргыз калпагы: от поколения к поколению», направленный не только на выпуск качественных изделий, но и на пропаганду этикета его ношения. Как вы помните, в то время появилось много синтетических изделий, и они стали
— Расскажите подробнее о концепции.
— Как мы узнали, раньше кыргызы не отмечали дни рождения. Только по завершении двенадцатилетнего цикла
А для тех, кому 36 лет — коричневый цвет и узор в виде орла. В этом возрасте мужчина парит, словно птица.
Для людей 48 лет взяли бежевый цвет, а узор напоминает силуэт снежного барса. Для
— А отличались ли головные уборы по форме, по материалу?
— В старые времена был «туюк калпак», который теперь не носят. Экземпляр имеется в историческом музее.
Он был легок в изготовлении, думаю, его носили в основном простые люди. Еще мы нашли «киш калпак», изделие это с высоким куполом, с разрезом по бокам полей и по краям обшито кожей. Слово «киш» означает кожа.
Видимо, отсюда и его название. По словам одного из аксакалов, в детстве его бабушка делала для них калпаки из толстого войлока толщиной в
— А почему некоторые ак калпаки высокие? Это же неудобно при верховой езде…
— Это всего лишь дань моде. Если вы заметили, еще в советское время «Кыял» выпускал низкие головные
уборы. Одно время,
когда у предприятия снизились объемы, начали изготавливать частные лица, изделия были вытянуты вверх. Сейчас снова возвращается классический ак калпак с низким куполом.
— Можете рассказать об этикете ношения?
— У кыргызов всегда говорили: «Не крути головной убор, не бросай, не клади в неубранное место».
Как пишет этнограф Амантур Акматалиев, «кыргызы дарили коней, надевали гостю чапан, но никогда не дарили калпак». Как он пишет, подарить головной убор равносильно тому, что отдать собственную голову.
Как узнал наш сотрудник Доолот Рысбаев, оказывается, в былые времена опушенная макушка калпака означала, что хозяин убора в печали или трауре. Издалека увидев это, надо было выразить соответствующее отношение к человеку.
— Какие у вас планы на будущее?
— Наша цель — сохранение традиционных знаний кыргызов и восстановление традиционной кочевой одежды, в том числе и головных уборов.