22:29
USD 69.84
EUR 79.25
RUB 1.06

Виза.kg: в погоне за пирогом?

В 2012 году в Кыргызстане для граждан некоторых государств ввели безвизовый режим сроком до 60 дней. В список тогда вошли 45 стран, из них 27 - члены Организации экономического сотрудничества и развития.

Спустя несколько лет парламентарии нового, шестого созыва предложили правительству рассмотреть целесообразность  принятого решения. Вполне обоснованной причиной этого послужили последние события в мире: теракты в Париже, которые «в значительной мере повлияли на изменение общественно-политической ситуации в странах Европы и Азии». Сегодня ИА «24.kg» расскажет о том, что на самом деле движет людьми, призванными радеть о благополучии и безопасности КР.

ВИЗуальное противостояние

В конце уходящего года в правительстве рассматривали вопрос о передаче функции выдачи и продления виз иностранным гражданам от Департамента регистрации населения и актов гражданского состояния (ДРНАГС) при Государственной регистрационной службе (ГРС) Департаменту консульской службы (ДКС) при Министерстве иностранных дел (МИД КР). Об этом ИА «24.kg» стало известно из собственных источников в правительстве. Сообщалось, что соответствующий проект постановления внесен внешнеполитическим ведомством.

Тогда глава ГРС Тайырбек Сарпашев выступил против каких-либо изменений, а предлагаемый проект ДКС назвал преждевременным и нецелесообразным. «В отличие от структуры и штатной расстановки МИД КР в нашем подведомственном подразделении ДРАГНС для удобства граждан во всех областях и районах страны имеются отделы паспортно-визовой и регистрационной работы, а в дальнейшем они будут переданы во все областные центры обслуживания населения (ЦОН). Также завершается работа по внедрению проекта «Автоматизированная информационная система виза» (АИСвиза), - заявил Тайырбек Сарпашев.

Председателя ГРС понять можно, впереди президентские выборы с использованием биометрических данных, введение паспортов нового поколения и самое главное - формирование многострадального Единого государственного регистра населения (ЕГРН). Необходимо не просто успеть создать его к сроку, но и отладить, чтобы механизм работал как часы.

Национальный проект под угрозой?

Для начала следует понять, что такое Единый государственный регистр населения (ЕГРН). Это проект национального маcштаба, предназначенный для сбора, накопления и актуализации сведений о физических лицах. ЕГРН объединяет существующие базы данных населения, с помощью которых можно упростить межведомственное информационное взаимодействие.

Проект предполагает переход к электронному учету и регистрации населения. Планируется, что помимо улучшения качества госуправления, предоставления госуслуг населению он сократит и предотвратит коррупционные проявления, подделку документов, обеспечит защиту избирательного права при проведении выборов и даст возможность составить точный список электората. По сути, это новый способ обеспечения национальной безопасности и сохранности персональных данных населения КР. Какое же отношение к ЕГРН имеет выдача виз? Самое прямое! Регистрация населения и учет внутренней миграции в КР – это официальные функции ГРС.

А прерогатива МИД и подведомственных ему подразделений - внешняя миграция и разрешение вопросов граждан КР за пределами страны. На официальном сайте внешнеполитического ведомства так и сказано, что департамент консульской службы (ДКС) - структурное подразделение МИД КР, отвечающее за все вопросы обеспечения консульских отношений Кыргызстана с иностранными государствами, защиты его прав и законных интересов, его граждан и юридических лиц за границей.

С чего вдруг МИД озаботился внутренней миграцией?

Возможно, причиной послужила та злополучная отмена визового режима с 45 странами (по большей части европейскими), которая оставила ведомство без средств к существованию. Скажем так, страны «третьего мира», коих обслуживает ГРС, не вошли в этот счастливый список.

Под бой часов и звон бокалов

Похоже, битва между ведомствами предстоит жаркая, МИД неоднократно вносил в правительство проект постановления «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи виз КР». Очередную попытку он предпринял в конце уходящего 2015-го.

Все бы ничего, если бы внешнеполитическое ведомство внесло проект без согласования с ГРС. О том, что ведется закулисная игра, последняя узнала от аппарата правительства. Зато Министерство юстиции КР, определяющее политику ГРС, дает свое заключение о том, что данный документ прошел у него процедуру согласования и по итогам правовой экспертизы Минюст вынес положительное заключение.

Когда изучаешь письмо за подписью замминистра юстиции Айбермет Кутуевой, создается впечатление, что специалисты ведомства, готовившие документ, не имеют ни малейшего представления о функциях ГРС, не вникали в тонкости работы службы и, уж точно, не в курсе предстоящего масштабного национального проекта по построению ЕГРН. А ведь каждая автоматизированная база должна стать элементом единого механизма -  общего регистра населения.

По информации источника в правительстве, Минюст второпях нарушил процедурные нормы. А именно, в соответствии с пунктом 48-1 Регламента правительства, утвержденного его же постановлением от 10 июня 2013 года, проекты решений кабмина на этапе их разработки в обязательном порядке обсуждаются с заинтересованными государственными органами. Как видим, данное требование разработчиками не выполнено.

А в соответствии с пунктом 74 указанного документа проекты актов, внесенные в аппарат правительства с нарушением указанного требования, подлежат возврату с обоснованием причин возврата соответствующим структурным подразделениям. В пункте 59 четко прописано, что при согласовании проектов решений госорганы дают заключения в рамках своей компетенции. Пока же, отмечает источник, действия указанных органов ставят под сомнение законность процедуры согласования решения правительства.

Выходит, что Минюст, направляя в правительство свое заключение якобы с учетом рекомендаций заинтересованных ведомств, противоречий законодательства и не выявляет. Только Богу и Минюсту известно, умышленно это произошло или по незнанию, но перед отправкой документа ведомство никаких совещаний с заинтересованными министерствами не проводило, что является грубым нарушением регламента и похоже на лоббирование интересов МИД.

Лакомый кусок!

В настоящее время ДКС МИД выдает визы категории «Деловая «В2» сроком до одного года иностранцам, не имеющим разрешения на трудовую деятельность на территории КР. Это, напомним, противоречит Указу президента «О государственной стратегии антикоррупционной политики КР и мерах по противодействию коррупции». В ней существует ряд пробелов в процедуре оформления и продления виз, а также не указан механизм четкого регламентированного взаимодействия между госорганами.

По словам источника, в диппредставительстве даже иностранным водителям на большегрузных машинах день в день выдают визы без документов на осуществление трудовой деятельности, а потом уже, когда они находятся на территории КР, задним числом все согласовывается с ГКНБ. «Не верите? Это легко можно проверить по журналу выдачи виз Дипломатической консульской службой», - говорит источник.

Подтверждает это случай, произошедший в 2013 году, когда визу гражданину Турции Ахмеду Кочу оформили без выдачи разрешения на работу. Об этом сообщал отдел по связям с общественностью и СМИ ГКНБ КР. По данным спецслужб, Ахмед Коч разыскивался правоохранительными органами Турции. «Установлено, что ему ДКС оформлена деловая виза без выдачи разрешения на работу в нарушение положения «О порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Кыргызстана».

Об этой лазейке известно давно, и ей пользовались долгое время. По данным кыргызстанских СМИ, в том же 2013 году МИД КР выдало иностранным гражданам 22 тысячи 244 визы. Из них гражданам КНР - 15 тысяч 615 виз. Как тогда предполагала Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями, более 10 тысяч виз китайцы смогли получить по коррупционной схеме.

По словам подполковника финансовой полиции Русланбека Умарова, возглавляющего в ГСБЭП отдел по борьбе с коррупционными преступлениями, Совет обороны поручил силовикам изучить все министерства и ведомства на предмет выявления зон коррупционных рисков. «Нашей службе выпало среди прочих ведомств изучать МИД. Мы пришли к выводу: в этом министерстве наиболее подвержен коррупционным рискам ДКС - Департамент консульской службы», - говорил Умаров.

Подполковник отмечал, что этот риск связан с услугами, которые оказывает ДКС, - выдачей и продлением виз иностранным гражданам. При этом в коррупционные схемы редко втягиваются граждане США, Японии, европейских стран. Зато очень часто граждане так называемых «стран риска» - КНР, Пакистана, Ирана, Афганистана, Турции. Цель многих жителей этих стран (а также лиц без гражданства) - любыми путями въехать в Кыргызстан и здесь легализоваться. В этом их желании чиновники, курирующие визовую поддержку, находят источник своего обогащения. И самым неиссякаемым источником, по словам Умарова, являются граждане Китая. Поскольку именно они составляют основную часть таких мигрантов.

ГРС же выдает визы (w2 - рабочая) приезжим только при наличии разрешения на работу из Государственной службы по миграции, и в обязательном порядке по согласованию с Госкомитетом национальной безопасности.

Забыть о безопасности?

Если взвешивать все «за» и «против», то в ГРС, в отличие от структуры и штатной расстановки МИД, во всех областях и районах имеются отделы паспортно-визовой и регистрационной работы. На стадии завершения работа по включению ГРС в программу «Единая система учета внешней миграции» (ЕСУВМ), разрабатываемую ГКНБ. Кроме того, идет подготовка к открытию центров по обслуживанию населения (ЦОН) во всех областях страны, проектом предусмотрено оформление виз как в обычном, так и в срочном порядке. Но в МИД жаждут получить и визу «W2 - рабочую», которую выдает ГРС для граждан преимущественно из КНР, Пакистана, осуществляющих торгово-рыночную деятельность на местном рынке.

Если опираться на опыт соседних государств, таких как Россия, Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, полномочиями по оформлению виз иностранцам, работающим на торгово-рыночных площадках, в компаниях, а также прибывшим с частными и туристическими целями, госорган в сфере внешнеполитической деятельности не обладает.

Вспомним и нашумевшие в 2015 году события, когда ИА «24.kg» сообщало, что МИД КР признал: сотрудники ДКС и посольства КР в КНР нарушали процедуру выдачи виз гражданам Китая.

Тогда за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также несоблюдение норм, предусмотренных законами КР о дипломатической и государственной службе, рабочей группой внесено предложение наложить дисциплинарные взыскания на сотрудников ДКС, посольства КР в КНР и визового пункта в Урумчи. Итогом стало увольнение двух сотрудников ДКС МИД КР, понижение в должности одного, отзыв еще одного работника посольства. Кроме того, строгий выговор получил сотрудник посольства, уволен руководитель визового пункта в Урумчи с последующей передачей материалов в ГКНБ. Кстати, что интересного нашли комитетчики? Что за «тишина, режущая ухо»?

Выступая в ноябре 2015 года на координационном совещании правоохранительных, фискальных и других госорганов по вопросам противодействия коррупции, глава спецслужб Абдиль Сегизбаев выразил обеспокоенность, что «террористы могут проникнуть в Кыргызстан, пользуясь безвизовым режимом». «Особую озабоченность вызывает усиление международных террористических и экстремистских организаций, которые пытаются усиливать свои позиции в нашей стране. Только за 2014-2015 годы в поле зрения ГКНБ попало более 200 иностранцев, которые подозреваются в причастности к боевым конфликтам в Сирии и Ираке», - отметил он. Так вот, пока чиновники, предлагающие новшества, охотятся за сытным куском пирога, число подозреваемых может заметно увеличиться.

И не дай Бог случится непоправимое…

Популярные новости
Бизнес