Чуть больше месяца осталось до начала туристического сезона. Совсем скоро на побережье Иссык-Куля приедут первые отдыхающие. Учитывая, как сильно изменилась картина мира за год, будет их немало.
Одной из главных проблем остается вопрос безопасности туристов. Количество водного транспорта в акватории озера год от года становится больше. Участились и жалобы на лихачей, «скачущих» по головам людей на гидроциклах и катерах. Прошлогодний сезон не обошелся без ЧП, и сегодня перед теми, кто планирует свой отдых, встает вопрос, когда наконец будет порядок на пляжах?
Есть учет, а что с контролем?
По информации Министерства транспорта и коммуникаций, на Иссык-Куле зарегистрировано 435 единиц водного транспорта. Из них 186 моторных и 107 гребных лодок, 15 катамаранов, 69 прогулочных катеров различного класса, 11 яхт и 47 гидроциклов. Однако официальные цифры вызывают сомнения хотя бы по количеству катамаранов. 15 штук на весь Иссык-Куль? В сезон на одном только городском пляже Чолпон-Аты их можно насчитать в разы больше.
Минтранс в большей степени отвечает за проверку водного транспорта на техническое соответствие, аттестацию судоводителей, соответствие нормам стоянок судов и выдачу лицензий на право пассажирских перевозок. Штат инспекции небольшой и сотрудников, которые по аналогии с ГУОБДД могли бы ежедневно контролировать в заливах лихачей, в ней попросту нет.
В погоне за прибылью некоторые судовладельцы осознанно идут на нарушение правил
Наглядный тому пример — пожар, произошедший 22 июля прошлого года на теплоходе «Альбатрос». Незадолго до происшествия специалисты ведомства выявили нарушения, составили протокол и оштрафовали владельцев судна на 7 тысяч 500 сомов. Судну запретили выход в рейсы, пока нарушения не будут исправлены. Команда эти предписания проигнорировала. К счастью, пассажиры в тот злополучный день отделались лишь легким испугом и подпорченным настроением. Теплоход отправили в порт приписки и запретили ему выход из него до конца сезона.
Что по закону грозит лихачам?
Справедливости ради отметим, что ЧП на прогулочных теплоходах — это, скорее, исключение из правил. Судовладельцев на Иссык-Куле можно пересчитать по пальцам и подавляющее большинство из них люди ответственные, не первый год занимающиеся этим делом, дорожащие бизнесом и репутацией.
Тройку самых опасных пляжных развлечений по праву занимают гидроциклы, моторные лодки и малые катера, арендуемые на сезон, в том числе и людьми случайными.
Пустить за руль гидроцикла подвыпившего отдыхающего для таких «шабашников» дело привычное. Да и сами они, катая на парашюте или «банане» очередного любителя острых ощущений, редко отличаются культурой вождения. За штурвалом катеров на пляжах можно увидеть и вчерашних школьников без опыта.
Для управляющих водным транспортом есть свои правила, несоблюдение которых по аналогии с Правилами дорожного движения чревато штрафами. Этой сфере в Кодексе о правонарушениях посвящена отдельная глава из десяти статей. Под действия трех из них с легкостью попадают как любители дать газу на гидроцикле, так и те, кто им такую возможность предоставляет.
Статья 168. Нарушение правил маневрирования судов
Влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 75 расчетных показателей (7 тысяч 500 сомов), на юридических лиц — 230 расчетных показателей (23 тысячи сомов).
Статья 169. Допуск к управлению судами водителей, находящихся в состоянии опьянения
Влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 55 расчетных показателей (5 тысяч 500 сомов), на юридических лиц — 170 расчетных показателей (17 тысяч сомов).
Статья 170. Нарушение правил движения маломерных судов
Влечет наложение штрафа на физических лиц в размере 75 расчетных показателей (7 тысяч 500 сомов), на юридических лиц — 230 расчетных показателей (23 тысячи сомов).
Это в теории. А теперь постарайтесь вспомнить, видели ли вы когда-нибудь, чтобы кого-то оштрафовали на пляже за опасные маневры или за передачу управления гидроциклом пьяному человеку.
А где туристическая милиция?
Предупреждать правонарушения, находить и наказывать нарушителей — прерогатива правоохранителей. Для безопасности туристов в Кыргызстане в 2018 году было создано отдельное милицейское подразделение — туристско-экологическая милиция. Но хороший замысел, как это часто бывает, до ума так и не довели.
Сотрудникам, помимо их основного — туристического профиля, до кучи набросали и других задач — от ловли браконьеров до борьбы со стихийными свалками и незаконной вырубкой деревьев.
Парадоксально, но милиционеров, отвечающих за безопасность на Иссык-Куле, до сих пор не обеспечили водным транспортом.
В рейдах по поиску браконьеров силовикам помогают волонтеры, егеря и сотрудники Минприроды, на время предоставляя им катера и моторные лодки.
В вопросах безопасности на воде туристическая милиция вынуждена подключаться к делу, когда ЧП уже случилось и есть пострадавшие. Например, случай, произошедший 15 июля прошлого года на пляже санатория «Голубой Иссык-Куль». 43-летняя туристка попала под винт катера. За рулем находился 26-летний местный житель, катавший отдыхающих на парашюте. Пострадавшую госпитализировали с порезом ноги. Виновника доставили в отделение милиции и начали досудебную проверку.
Неотвратимости наказания нет
Ответственность за безопасность отдыхающих по закону должны нести администрация пансионатов и домов отдыха, владельцы рекреационных зон и арендаторы пляжей. Раздельные зоны для купания и водного транспорта, медперсонал, спасательные вышки и необходимый инвентарь — по правилам все это должно быть на оборудованных пляжах.
На протяжении последних нескольких лет МЧС на базе водолазной школы в Чолпон-Ате занимается подготовкой профессиональных спасателей на воде. В 2021 году обучение прошли 157 человек, в прошлом — 345.
Однако одного лишь наличия спасателя на пляже недостаточно. Немаловажно и понимание администрациями зон отдыха того, что в случае происшествия они понесут ответственность, в том числе и уголовную.
Законом предусмотрены жесткие санкции, но на практике они, к сожалению, применяются редко.
Один из самых страшных примеров этому трагедия, произошедшая 27 июля 2021 года на пляже «Золотые пески». Купавшегося 18-летнего Станислава Ситникова, затянуло в трубу, по которой из озера в аквапарк закачивалась вода. Его тело смогли извлечь только спустя несколько часов при помощи тяжелой техники и спасателей МЧС. В Госэкотехинспекции заявляли, что аквапарк не проверяли из-за действующего моратория на проведение плановых проверок субъектов предпринимательства.
Уголовное дело, изначально возбужденное по статье «Убийство по неосторожности», позже переквалифицировали «Создание опасности для потребителей (с причинением по неосторожности тяжкого вреда)», а спустя время и вовсе прекратили... за примирением сторон. Отметим, что схожим образом закончилась и ситуация с упомянутой выше туристкой, которую переехали катером. Хозяин бизнеса компенсировал ей лечение, и поданное в милицию заявление забрали.
P.S. У семи нянек дитя без глазу. Это поговорка как нельзя лучше подходит, когда речь заходит о безопасности туристов на Иссык-Куле. Ей, казалось бы, занимаются все профильные ведомства и местные власти, обязаны заниматься и представители бизнеса, но случись что серьезное — крайних не найти, есть только пострадавшие.