В Бишкеке в Мемориальном доме-музее Ольги Мануиловой накануне открылась персональная выставка Константина Шкурпелы «Живопись. Объекты», в которой кыргызстанский художник представил 26 работ.
Работы созданы на основе знакомых глазу объектов — деревянных досок для разделки продуктов, терок, шумовок, молотков, металлических цепей, стиральных досок, утюга и многих других простых, старых и давно ненужных вещей советского периода, приобретенных на блошином рынке. Они забавны и серьезны одновременно. Художник дал многим из них ироничные названия, вырезал подписи: «Воспитание патриота», «Половое воспитание», «Воспоминание о В.И.Ленине», «К тайнам природы» и другие.
По признанию самого художника, выставка получилась внезапно, он ее не планировал. «Меня попросили помочь с оформлением рыбного ресторана, я приготовил много объектов. Они оказались тяжелыми для стен, поэтому в ресторан было взято всего несколько работ. А тут после Нового года музей пустует, директор предложила устроить выставку. Я согласился. Она сборная: несколько работ из одной серии, несколько — из другой, и так далее», — пояснил Константин Шкурпела корреспонденту ИА «24.kg».
В свое время часть работ уже представлялась художником на выставках. Это знаменитые объекты из серий «Наше педагогическое наследие», «Музыкальные инструменты советского быта» (или «лжемузыкальные инструменты, как еще называет их сам художник), «Рыбатерапия» и другие.
На вопрос, к какому направлению он относит свои работы, Константин Шкурпела ответил, что некоторые искусствоведы называют его художником-нонконформистом. «Конечно, это несколько не так. Например, мои работы при Советском Союзе можно назвать андеграундом. В 1984-1997 годах мы, три художника, объединились и работали с обнаженной моделью 13 лет. Это было в подвале на глубине 4-х метров. Тогда в 90-х годах мы сделали крупную выставку «Обнаженная модель» в Центральном выставочном зале в Москве. Те работы реально относились к андеграунду. Нынешние не могу отнести к авангарду. Если кто-то до меня выставил просто белый холст. Допустим, Малевич в начале 1900-х сделал это. Это авангард. Но в 1970-х, когда другой художник сделал целый зал белых холстов, это не было авангардом, это была уже традиция. Потому что подобное уже было и стало традиционным», — сказал он.
«В своих работах я выступаю с позиции историка. Если в Советском Союзе у нас существовало только два направления — соцреализм и нонконформизм (первый восхвалял, второй отрицал). А у меня это как бы третья позиция: на все созданное взглянуть с позиции историка», — пояснил Константин Шкурпела.
На вопрос, чем ему нравится заниматься больше, писать живопись или создавать объекты, художник ответил, что оба занятия он любит. «Объект — это более сложная штука. Некоторые из них я создавал 12 лет. Картину можно написать, даже если она большая, двухметровая. За месяц недавно я сделал несколько двухметровых работ, а объект так быстро сделать сложно. Сейчас у меня объектов, в том числе большого размера, 90», — добавил художник.
Время пребывания на удивительной выставке талантливого кыргызстанского художника подходило к концу. У него свой, не похожий ни на чей, взгляд на окружающий мир и глубокое чувство юмора. Потому что только с юмором и иронией можно и нужно порой перелистывать страницы из прошлого и создавать свое, все еще постсоветское искусство, как это делает Константин Шкурпела.
Фото ИА «24.kg».