Сегодня в Исламской Республике Иран представительницы слабого пола активно участвуют практически во всех сферах, особенно в культуре и искусстве. В этом убеждаешься, попав на выставку изобразительного и прикладного искусства иранских женщин, которая проходит в музее имени Г.Айтиева. Экспозиция, к слову, открылась в рамках декады «Фаджр» - праздничных мероприятий по случаю 37-й годовщины победы исламской революции в Иране.
50 работ двух художниц – мастера резьбы по дереву Парване Мирафтабиян и миниатюриста Парисы Рахмани - разместились на первом этаже музея. Авторы экспозиции также прибыли в Кыргызстан, чтобы провести здесь мастер-классы.
Основную часть экспозиции составляют работы Парисы Рахмани. Очарование ее произведений заключается в их изысканности, тонких линиях, обилии мелких деталей, чистой геометрии и яркой палитре. В своем творчестве она придерживается традиционного стиля, происходящего от книжных миниатюр. Работы Парисы Рахмани созвучны восточной поэзии. Это живопись без светотени. Художница создает изображение на основе тончайшего линейного рисунка и сочетания чистых и звучных цветовых пятен, ее миниатюра не знает перспективы: фигуры и предметы располагаются на плоскости листа подобно красочному узору. Работы Парисы Рахмани полны утонченной нежности, любоваться ими можно бесконечно.
Чуть меньше представлено резных работ по дереву - портреты, картины, фигурки. Интересно, что в настоящее время искусство резьбы получило широкое распространение, им занимаются во всех уголках Ирана. Не устояли перед искушением и женщины, как, например, Парване-Садат Мирафтабиян. С 2000-го она обучалась резьбе по дереву и теперь может создавать объемные фигуры, ажурные узоры. Подтверждение тому – ее работы.
Одна из организаторов выставки рассказала ИА «24.kg», что искусство резьбы по дереву - одно из древнейших на Востоке, а его история в Иране насчитывает около тысячи лет. Существуют два типа - мелкая неглубокая резьба и крупная глубокая. В Иране она представлена несколькими видами: кандакори барджастаи мукарнаси - резьба-барельеф, кандакории хамвор - прямая‚ гладкая, чукур – глубокая, дутарафа - решетка, руйбаст – закрытая.
Работы Парване-Садат Мирафтабиян - по-настоящему роскошные декоративные резные изделия со сложными узорами. Один неверно выставленный параметр может нарушить эстетичность всего элемента, поэтому создание требует особой точности соблюдения технологии.
Выставка продлится до 12 февраля.
Фото ИА «24.kg».