В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева сегодня открылась персональная выставка Юрия Третьякова «Торжественный выход». Она организована в рамках празднования 80-летия музея.
В зале на первом этаже музея представлены в основном работы, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, графика и в смешанной технике. Есть лишь несколько картин, выполненных маслом. Как объяснил оказавшийся рядом художник Константин Шкурпела, это непросто – перевозить полотна, написанные маслом, из одного города в другой, а тем более – из одной страны в другую. «А Юрий Третьяков прибыл в Кыргызстан из далекого российского Новосибирска. Вероятно, по этой причине он привез больше работ на бумаге», - сказал он.
Искусствовед, заслуженный работник культуры РФ, главный научный сотрудник Новосибирского государственного художественного музея Александр Клушин так говорит о творчестве своего земляка: «В 55 лет не принято думать о чем-то серьезном. Впереди шестидесятилетие. Итоги для художника не всегда имеют трепетное значение. Трепета и без того много в этой жизни. В определенных кругах тебя уже узнают, качество твоих работ неизменно, картины украшают стены музеев, известность твоя растет. Что еще надо? Свидетельством этих результатов, незаметно украсивших жизнь художника, стала выставка в главном художественном музее Кыргызстана, что радует, несомненно, не только самого Юрия Третьякова, но и большой Новосибирск, искусство которого художник представляет».
Искусствовед заранее предупреждает зрителя, что искусство Юрия Третьякова не относится к разряду способных пленять сразу и навсегда, но оно, несомненно, способно нокаутировать даже подготовленного ценителя прекрасного. При этом грубые и откровенные сюжеты не отменяют тонкости профессионального мастерства, то есть того, что является главной темой обсуждения на вернисажах у знатоков изящного (образы, колорит, композиция, приемы организации живописной поверхности). Произведения художника непросты по восприятию: глядя на них, невозможно решить, что это за искусство – развлекательное, провокационное или по-настоящему глубокое и интеллектуальное.
Основные темы и образы Юрия Третьякова – низовые, словно лишенные поэтичности, картины проявления жизненных сил человеческой природы в ярком обрамлении и с веселыми ситуациями. В этих произведениях есть и грусть, и легкое удивление от встречи его персонажей со всякими важными и ненужными мелочами, есть и беззаботное веселье, свойственное простодушному и открытому миру его героев. Та откровенность, с которой художник исследует жизнь, это своего рода параллель тому же постмодернизму в современном искусстве, но с совершенно другим отношением к человеку. Художник человека любит, а не унижает, даже самого отпетого и примитивного типа. И этим все сказано.
«В его картинах жизнь предстает грубой и откровенной; он рисует сцены человеческой комедии с какой-то поспешностью, как будто пытаясь ухватить что-то ускользающее, - отмечает Александр Клушин. - Эта действительность у Юрия Третьякова плодовита и ярка, и даже в зимних сценах на его полотнах она приобретают такой живительный тонус, что, созерцая их, вдруг понимаешь – жизнь никогда не знает отдыха и минут простоя. Это философия, укатанная катком такой здоровой чувственности, которую теперь редко встретишь, вспаханная жирной кистью понимающего художника-земледельца, способна творить свою мифологию, то есть снимать маску культурного тренда с нашей действительности и не давать нам забыть о первопричинах бытия».
Выставка продлится до 27 июня.
Фото ИА «24.kg».