17:03
USD 86.50
EUR 90.34
RUB 0.85

Дорога.kg: вопреки здравому смыслу

Скандал вокруг тендера на реконструкцию дороги Бишкек - Кара-Балта набирает обороты. Не успело Министерство транспорта и дорог разобраться с проблемами вокруг трассы на Иссык-Куле, как вновь наступает на те же грабли.

Тендер на строительство дороги объявили еще в декабре 2015 года. В середине июня 2016-го 16 заявок вскрыли. Сообщается, что шесть не соответствуют требованиям, а одна компания включена в черный список АБР. Сейчас изучают заявки девяти претендентов. И здесь выясняются любопытные факты.

Самую меньшую цену в $70 миллионов при сметной стоимости проекта почти в $100 миллионов предложила China Railway №5 Engineering Group Co. LTD. Скорее всего, именно ее и выберут победителем.

Чиновники попросту глухи к голосу разума, который призывает не кидаться на подозрительно низкую цену. Даже если так, попробуем освежить память и знания высоких мужей. China Railway №5 Engineering Group Co. LTD. является «дочкой» China Railway Group, которая занимает значительную долю на китайском строительном рынке и участвует во многих крупных инфраструктурных проектах преимущественно в странах Юго-Восточной Азии и Африки.

Известно, что в 2009 году она пыталась выйти на новый рынок Европейского союза. Тогда ее дочернее предприятие с двумя китайскими партнерами выиграли тендер на строительство двух частей автомагистрали в Польше. Проект начался хорошо в части разработки и подготовки. China Railway Group демонстрировала неплохую техническую хватку, но работы сели на мель на более поздних стадиях из-за плохого управления в рамках жесткой нормативно-правовой базы. В итоге проект провалили, China Railway Group заменили другим подрядчиком.

Есть и еще один интересный факт. В 2012 году совет по этике Норвегии провел исследование компаний, которые инвестирует Пенсионный фонд страны. В 2014-м он рекомендовал Министерству финансов страны исключить China Railway Group из списка компаний, инвестируемых Пенсионным фондом, из-за коррупции.

«Согласно отчету Совета по этике и данным о внутренних правовых решениях в Коммунистической партии Китая, опубликованных в СМИ КНР, очевидно, что China Railway Group вовлечена в коррупционные схемы. Она и одна из ее дочерних компаний, по-видимому, подкупали государственных служащих для обеспечения контрактов на строительство железных дорог и жилье. Это отразилось в двух юридических решениях КНР, касающихся получения взяток», - говорится в письме.

Неужели тендерной комиссии неизвестны такие нелицеприятные детали? Или чиновники просто не хотят видеть то, что лежит на поверхности? Неужели не настораживает выставленная стоимость проекта, которая на 30 процентов ниже сметной? Видимо, нет.

Однако эксперты уверены, что низкая стоимость проекта приведет к тому, что его не закончат в срок. Именно такого мнения придерживается консультант по строительству дороги -  испанская компания Eptisa. Специалисты уверены, что в процессе выполнения работ могут возникнуть дополнительные расходы.

Например, по проекту асфальтный завод и дробильная установка находятся примерно в 45 километрах от главной дороги. Это означает, что стоимость асфальта и основания увеличится из-за транспортировки. Не будем забывать и о том, что при анализе выяснилось: реальные цены на стройматериалы и заявленные претендентом с наименьшей суммой существенно отличаются. В итоге страна может получить недостроенную дорогу и требования выплатить неустойку за невыполнение работ в срок. Не стоит забывать, что выделяемые Азиатским банком развития средства - по большей части заемные. То есть плюс к неудачной стройке и недовольству населения на казну ляжет дополнительное бремя. Потрясающая перспектива, не правда ли?

Министерство транспорта и дорог образовали совсем недавно на базе Минтранскома. Сделано это для того, чтобы ведомство работало эффективнее, особенно в части инфраструктурных проектов. Однако даже поверхностный взгляд на проблемные проекты показывает, что чиновники министерства так и не сделали выводов из ошибок. Сегодня должно состояться очередное заседание тендерной комиссии по выбору подрядчика для строительства автодороги Бишкек - Кара-Балта. На предыдущем мнения членов комиссии разделились. Не все готовы пренебречь качеством в обмен на низкую цену. Но смогут ли они отстоять свое мнение и право страны больше не ошибаться при строительстве крупных объектов?

Популярные новости
Бизнес