Как проходят тендеры в Кыргызстане, ни для кого не секрет. Участники, закупающая организация, члены комиссии обвиняют друг друга в лоббировании чьих-то интересов. Основания для этого есть всегда, тем более, когда победителя берутся отбирать депутаты, владеющие угольными компаниями.
Представьте, вы хотите купить брюки и рубашку, а вам предлагают шорты, да еще убеждают, что нужно поддержать отечественного производителя, который ничего, кроме шорт, шить не умеет. Неприличные места же прикрыты, зачем артачиться и настаивать на брюках? Аналогичная ситуация возникла при покупке местного угля для ТЭЦ Бишкека.
Необоснованные рекомендации
Правительство Кыргызстана рекомендовало ОАО «Электрические станции» для предстоящей зимы купить 50 тысяч тонн таш-кумырского угля марки ДСШ (на 137,5 миллиона сомов) и 335,5 тысячи тонн топлива Кавакского месторождения марки «Б» (на 922 миллиона 625 тысяч сомов). Компания объявила торги, сформировала тендерную комиссию, выставила требования к участникам. Именно из-за них возник спор между членами.
Который год правительство рекомендует поддерживать отечественных производителей и покупать у них топливо, не задумываясь, что теплоцентраль строилась под другой уголь. Несмотря на это, премьер-министр Сооронбай Жээнбеков поручил госорганам обеспечить ТЭЦ Бишкека местным углем и с каждым отопительным сезоном увеличивать объемы поставок.
«В осенне-зимний период 2016-2017 годов на ТЭЦ Бишкека используют 450 тысяч тонн местного угля. На 2017-2018 годы данный показатель составит до 1,2 миллиона тонн. Местные производители к этому времени должны быть готовы поставить соответствующее количество топлива. Мы ставим цель в полной мере использовать потенциал местных месторождений», - пояснил Сооронбай Жээнбеков и поручил провести мероприятия по обеспечению ТЭЦ Бишкека местным углем по завершении реконструкции.
После модернизации, которую проводит китайская компания ТВЕА, котлы будут рассчитаны под кара-кечинский уголь. Но тут возникнет проблема с обеспечением теплоцентрали топливом. Эксперт Николай Кравцов написал письмо на имя президента КР, где подробно рассказал, почему ТЭЦ останется без угля. «Топить этот блок нечем. Мы не можем добыть и привезти топливо с месторождения. За год нужно найти 1,5 миллиона тонн угля. Записка лежала у президента больше года. Только недавно первый вице-премьер-министр Олег Панкратов сказал, что придется искать его на стороне. С моей подачи мы пойдем в Казахстан или Финляндию, я не знаю, но выход искать необходимо сейчас. Иначе китайцы нас разденут и разуют и выставят такие неустойки, что мы вовек не рассчитаемся», - сказал он.
Следует отметить, что местные угольщики не радеют о качестве и вместо отборного топлива привозят камни, горную породу или смешивают с другими марками. Прежде чем использовать эту смесь на ТЭЦ, ее нужно пропустить через дробилки, которые не выдерживают нагрузки и выходят из строя. Кроме того, на месторождении творится бардак, работникам не платят зарплату, они объявляют забастовки, что, безусловно, сказывается на работе угольных предприятий.
Битва за калории
По мнению члена тендерной комиссии Николая Кравцова, при формировании конкурсной заявки в части качества топлива, приобретаемого для Бишкекской ТЭЦ, обязательно следует исходить из требований проектной документации на ее строительство от 1963 и 1966 годов. В ней рекомендован каменный уголь таш-кумырского месторождения (в объеме до 25 процентов) калорийностью для котлоагрегатов №№1-13) 4900 ккал/кг, для №№14-18 – 4780 ккал/кг.
Использование бурого угля Кавакского месторождения проектом вообще не предусматривалось. Но есть постановление правительства, которое энергетики не могут проигнорировать. Эксперт предлагает к кара-кечинскому топливу применить среднее значение по калорийности в 4930 ккал/кг, указанное в монографии «Угли Киргизии и пути их рационального использования».
Закупающая организация в тендерной документации указала калорийность не ниже 3800 ккал/кг, но обосновать цифру ничем не может.
По мнению Николая Кравцова, заниженные требования по теплотворной способности потребует дополнительного сжигания газа - на одну тонну местного угля потребуется 120-254 кубов, а затраты увеличатся на $40-70. «Предлагаю указать в конкурсной документации калорийность для таш-кумырского топлива 4700 ккал/кг, для кара-кечинского - 4900 ккал/кг. Это позволит сократить объем закупки угля на 25 процентов (120-130 тысяч тонн в год) и полностью отказаться от природного газа в качестве подсветки. Автоматически сокращаются затраты на подготовку топлива, удаление продуктов горения и ремонт теплотехнического оборудования, - пояснил эксперт. – Использование местного топлива в том виде, в каком его поставляют на теплоцентраль, экономически не оправдано, ежегодно усугубляя на десятки миллионов долларов и без того тяжелое финансовое положение «Электрических станций».
Другой член тендерной комиссии Расул Умбеталиев считает, что в конкурсной заявке указаны названия месторождений, а не бассейнов. «Вместо таш-кумырского месторождения необходимо написать Северо-Ферганский каменноугольный бассейн, куда входят таш-кумырское, шын-сайское, кара-тутское, тегенекское месторождения. Вместо Кавакского указать Кавакский буроугольньй бассейн, который состоит из кара-кечинского, мин-кушского, кок-мойнокского месторождений. Это увеличит число участников тендера. Теплоту сгорания каменного угля (таш-кумырского) необходимо установить не менее 5500 ккал/кг, бурого (кавакского) - не менее 4500 ккал/кг. Для уменьшения затрат на измельчение в шаровых мельницах лучше закупать бурый уголь марки БСШ согласно классификации и сортности», - отметил он.
Депутаты парламента Абтандил Кулбараков и Абдыкапар Султанов, являющиеся членами тендерной комиссии, настаивали на калорийности не ниже 3800 ккал/кг и на том, что «Электрические станции» должны пойти угольщикам навстречу и закупать топливо несмотря на качество либо поднимать цену, и тогда они получат уголь высшей калорийности.
К слову, цена на местный уголь неизменна несколько последних лет и составляет в среднем 2,7 тысячи сомов за тонну. Парламентарии уверяли, что эксперты Кравцов и Умбеталиев лоббируют интересы казахстанских поставщиков угля. «Вы поддерживаете производство Казахстана. Кыргызстанские угольщики добывают 1,8 миллиона тонн угля в год и не могут его реализовать. Скорее всего, вы имеете какой-то интерес в РК. В прошлом году «Электрические станции» купили у казахов топливо по $56 за тонну. Если вы покупаете по калорийности, тогда цену поднимайте до этого уровня. Назовите калорийность, какая нужна по проекту ТЭЦ. Кто сможет поставить такой уголь, тот и победит, другие начнут биться за качество», - заявил Абдыкапар Султанов.
Его коллега Абтандил Кулбараков добавил, что отечественным угольщикам от продажи тонны угля остается $11, $3-4 из которых тратится на вскрышные работы, а чистая прибыль не превышает $5-6. «Это небольшие деньги, а мы их и этого хотим лишить. Учтите еще доставку от месторождения до станции в Балыкчи. Там задействованы погрузчики, охранники, водители. Тысячная армия останется без работы. Нельзя так поступать. Я не прошу поднять цену, но оставьте калорийность на прежнем уровне, иначе ни одна компания не сможет принять участие в тендере», - сказал нардеп.
Так кто лобби?
Не сумев прийти к консенсусу с членами комиссии, закупающая организация решила взять пробы и установить калорийность угля. Если в 2015 году показатели у основных компаний-поставщиков были на уровне 3300 ккал/кг, то в этом году они взлетели в среднем до 4500 ккал/кг.
Несмотря на это, «Электрические станции» все равно отказались поднимать калорийность, объяснив решение тем, что закупающей организации просто невыгодно, так как поставщик и без того привозит уголь с теплотворной способностью выше 4500 ккал/кг по той цене, которую установило ОАО. И все были довольны, пока не вмешались эксперты. Если поднять сейчас калорийность, возникнут опасения, что ни одна угледобывающая компания не сможет поставить топливо соответствующего качества, и отопительный сезон будет провален. Но если покупать низкосортный уголь, выйти из строя может оборудование ТЭЦ, и последствия будут более масштабными.
Вызывает недоверие и чрезмерная озабоченность народных избранников судьбой местных угольщиков. ИА «24.kg» выяснило, что депутаты являются владельцами угольных компаний. Абдыкапар Султанов имеет в собственности ОсОО «Тегене», зарегистрированное в городе Таш-Кумыре и специализирующееся на добыче угля. Оно неоднократно выигрывало тендер на поставку угля для ТЭЦ Бишкека, но тогда ее хозяин не был депутатом Жогорку Кенеша.
Абтандил Кулбараков владеет ОсОО «Демилге плюс ЛТД», которое добывает уголь в Нарынской области и входит в консорциум компаний ГП «Кыргызкомур». Согласно декларации за 2015 год, он заработал 16 миллионов 261 тысячу 920 сомов, имеет 3 грузовика, 8 земельных участков, 7 домов, гостиницу и прочую недвижимость. На ближайших родственниках депутата числятся квартиры, участки и сельскохозяйственная техника. И эти люди говорят о мизерных доходах угольщиков, что «Электрические станции» должны их пожалеть и купить топливо низкого качества, потому что лучше они предложить не могут?