00:05
USD 89.01
EUR 95.05
RUB 0.94

Кубат Рахимов рассказал, почему согласился стать советником премьер-министра

Новый советник премьер-министра Кубат Рахимов в эксклюзивном интервью 24.kg рассказал, почему верит в правительство Мухаммедкалыя Абылгазиева и когда можно ждать видимых результатов его работы.

— Почему решили стать советником премьера?

— Я получил предложение, от которого сложно отказаться. Тут одного моего решения или желания мало. Здесь сочетание различных факторов. Критиковать легче всего, а труднее и полезнее что-то сделать в реальности. По сути, выход из зоны комфорта важен для самого себя. И, самое главное, когда у тебя есть некоторая картина мира, которая кем-то признается, то почему бы и нет? Это кредит доверия тех, кто считает, что я могу быть полезен для страны.

— А почему именно этот глава кабмина, а не его предшественники?

— Я убежден, что работа нынешнего кабинета министров, несмотря на всю критику с разных сторон, носит технократический характер. Он определенно поддерживает систему в рабочем состоянии, что в нынешней ситуации очень важно, а с другой стороны, закладывает основу для осмысленного продвижения вперед.

Наша политическая система такова, что любой человек, которого назначают премьер-министром, сразу думает о том, как он будет уходить.

Кубат Рахимов

Соответственно, у него есть выбор: заниматься самопиаром, закрепить себя в режиме «народной памяти» путем каких-то популистских мер либо сделать что-то реальное, системное, плодами действий которого сможет воспользоваться страна не только при его премьерстве, но и при других составах правительства.

— Какой проект можно смело назвать проектом Мухаммедкалыя Абылгазиева?

— Для меня, например, очень важным показателем является то, что именно при этом правительстве «Безопасный город» все-таки начал внедряться. Сколько о нем говорили, сколько народу распиарилось, но сделал его кабинет министров Мухаммедкалыя Абылгазиева. Преодолел сопротивление, смог найти стыковки, несмотря ни на что. Люди стали заметно лучше ездить, резко уменьшилась смертность на дорогах. В целом стало действительно безопасно. И уже только за это можно сказать большое спасибо.

— Что еще полезного сделал этот кабмин?

— Он удержал стабильность в переходный период в условиях определенной политической турбулентности. Удержание системы и одновременное реформирование ее — это очень непросто. В отличие от других стран Центральной Азии мы имеем свою специфику — высокая доля малого и среднего бизнеса, сектора услуг, высокий уровень дерегуляции, зависимость от результатов деятельности Кумтора, поступлений от трудовых мигрантов.

Система в целом функционирует без сбоев, что уже немаловажно. Кстати, прошли практически без потерь осенне-зимний отопительный сезон, без катастроф, без отключений и аварий. Но это быстро почему-то забывается критиками.

Государство на самом деле в результате рыночных реформ не может вмешиваться в деятельность отдельных субъектов хозяйствования и заниматься детальной регламентацией. И одновременно мы по привычке от государства максимально требуем ответа.

Кубат Рахимов

Если мы хотим находить разумные компромиссы, то надо это делать, во-первых, в спокойной обстановке, а во-вторых, не требовать невозможного.

— Ну а реформ или изменений стоит ждать от этого правительства?

— Я считаю, что кабинет отработал свою задачу удержания системы в заданных параметрах, к тому же сделал это более чем неплохо за прошедший год. А теперь, когда будет некая приоритизация проектов развития, то начнется второй этап деятельности — переход от устойчивого контроля к системной реализации приоритетных целей и задач. Грубо говоря, второй этап де-факто начнется с осени этого года.

Я думаю, что уже начало 2019 года будет таким важным испытанием, очередным экзаменом взаимной ответственности ветвей власти.

Кубат Рахимов

— Кыргызстан готовится к выборам в парламент 2020 года. Какова на этом этапе роль правительства?

— Правительство должно быть деполитизированным хотя бы на данном этапе. Это не значит, что оно должно быть «закукленным», боже упаси. Оно должно четко, системно идти, реагировать на критику, иметь так называемый фидбэк от парламента, президента, всего общества в целом.

Но при этом не надо мешать системной работе, в том числе по долгосрочным проектам, которые не дают эффект сразу. Довести их до ума, до практического воплощения — титаническая работа. Если все время мешать и отвлекать, то результат будет не очень хороший.

— За какой блок в правительстве вы отвечаете?

— Макроэкономический блок, если в целом. Необходимо понять, как и куда мы идем и о каких приоритетах, наиболее важных проектах будет идти речь. Потому что хвататься за все и вся, как показывает опыт, не стоит. Принцип Парето в действии — 20 процентов усилий дают 80 процентов результата.

— То есть вы представите свое видение ситуации и того, на чем кабмин должен сосредоточиться?

— В целом да. Я сейчас выступаю в роли интегратора — собираю предложения различных интересантов, в первую очередь бизнес-ассоциаций. Моя задача в том, чтобы выработать некое агрегированное мнение, четкую картину, чтобы получить максимальный эффект по наиболее важным направлениям. Речь идет не только о наполнении бюджета, но и о системности работы правительства по экономическому фронту.

— Готовы ли вы прямо и жестко говорить премьеру о недостатках и ошибках?

— Собственно, это и была мотивация идти на эту должность. Ты приходишь, чтобы говорить правду и давать варианты решений. Я не обольщаюсь, но, с другой стороны, верю: то, что можно было бы сделать, должно быть плодом коллективного разума. Я буду отражать в своей работе коллективное видение людей, которые переживают и болеют душой и делом за страну.

— Каких результатов от своей работы и когда вы ждете?

— Я надеюсь, что сбор информации, приоритизация проектов в той или иной форме подвергнутся обсуждению на уровне аппарата правительства, министерств, ведомств. Мы получим обратную связь, сделаем свои выводы, внесем изменения, коррективы и выйдем на некую дорожную карту периода действий как минимум до парламентских выборов.

— Вы думаете, это реально?

— Здесь важно не уходить в абстрактные сроки. Нужно четко обозначать те вехи, которых нужно достичь. Если после выборов 2020 года будет получен карт-бланш на дальнейшую деятельность, то это однозначно лучше с точки зрения достижения результатов.

Думаю, действующий кабинет министров эффективно перестроит свои ряды и может с опережением графика достичь целей в рамках приоритетных проектов.

Кубат Рахимов

— Вы считаете, что правительство Мухаммедкалыя Абылгазиева проработает два-три года?

— Я вижу это как один из сценариев. И верю в него.

— Часто говорят, что нынешнему составу кабмина не хватает энергии и мобильности. Вы согласны с этим? Может быть, мы чего-то не замечаем в работе правительства?

— Есть проекты, по которым пиариться на промежуточных результатах глупо. Сделай и покажи конечный результат. Да, бывает, что есть запоздалая реакция правительства на какие-то вещи. Зачастую нужно изучить вопрос. Надо найти корневую проблему и обозначить варианты ее решения. А это тоже требует времени для изучения и подготовки.

— Но правительство сейчас часто работает, как скорая помощь...

— Есть два типа возможных варианта решения вопросов — реагирование по факту и проактивность на предвосхищение событий. Когда есть реакция, то мы всегда видим это. А вот если говорить о проактивности, то зачастую она не видна. Мы часто реагируем на происшествия, но не замечаем, например, сообщения профильных ведомств о профилактике.

Надо стремиться к тому, чтобы медленно, системно, основательно идти к тому, чтобы негативные события не случались. А мы реагируем на какой-то хайп.

— А где найти баланс между важными событиями, на которые правительство должно давать ответы, и информационным шумом, на который лучше не реагировать? Как правительству отстаивать, например, свои непопулярные, но нужные решения?

— Хороший вопрос, но актуальный не только для Кыргызстана. Всегда есть оппозиция, всегда есть власть, решения, которые нравятся или нет. Есть и случаи, когда решения могут отзываться по тем или иным причинам. Даже в системах с жесткой вертикалью правительство пересматривает свои решения.

А что говорить про нас с парламентской республикой? Приходится балансировать. Но во всех этих оценках важно не переходить на личности, не быть максималистами, не искать простых решений. И не нужно бояться помогать достигать общих целей во благо страны.

Популярные новости
Бизнес