00:01
USD 68.81
EUR 80.45
RUB 1.04

Почетный авиатор Кыргызстана Амирбек Имаров об истории аэропорта «Баткен»

Об истории аэропорта «Баткен» и первых самолетах, совершивших полеты в Баткен, рассказывает начальник аэропорта, почетный аксакал КР, член Фонда старейшин КР, почетный авиатор Кыргызстана с 45-летним стажем Амирбек Имаров.

Аэропорт «Баткен» существует с 1958 года, в свое время он считался хорошей площадкой в южном регионе. С 1960 года начали летать первые самолеты  Як-12 – трехместные самолеты, где одно место занимал пилот, а остальные два - пассажиры. Этот самолет был почтовым, летал для оказания помощи, перевозки почты и изучения местности.

С 1961 по 1973 год летали десяти- и двенадцатиместные пассажирские самолеты Ан-2. До 1970 года выполнялось 5 рейсов в сутки: Ош – Хайдаркан - Баткен, Ош – Баткен – Хайдаркан - Ош, Ош – Баткен – Исфана - Ленинабад, Джалал-Абад – Ош - Баткен, Ош – Баткен - Кызыл-Кия. В то время количество пассажиров было большое, а билеты стоили 5 рублей. В 1980-х годах билеты уже стоили 9 рублей.

С 1973 года начал летать 32-местный поршневой двухмоторный Ил-14. Самолет выполнял ежедневные рейсы из Фрунзе в Джалал-Абад и Баткен и обратно (Баткен - Джалал-Абад – Талас – Фрунзе). Он подбирал пассажиров в Таласе. Но в 1974 году были случаи вынужденной посадки самолета Ил-14, после чего рейсы прекратились.

В 1984 году в аэропорту «Баткен» была построена асфальтированная воздушно-взлетная полоса под самолет Як-40. Первый рейс был совершен самолетом Ан-24, перевозившим фрукты и овощи. Затем - сначала в Бишкеке, а после и в Оше - открыли рейс в Баткен на самолете Як-40. Технический рейс был выполнен 19 июня 1984 года командиром Мурашкиным, а с 5 июля 1984 года начали выполняться регулярные рейсы. Зимой в то время самолеты летали 4 раза в неделю, а летом, с 10 июня по 30 октября, ежедневно.

Как отметил А.Имаров, этот аэродром был под личным присмотром Центрального Комитета КПСС, тогда Турдакун Усубалиев был первым секретарем ЦК КПСС Киргизской ССР. И он избирался депутатом по Баткенской области, где ему и дали наказ асфальтировать ВВП.

После распада СССР в 1992 году рейсы стали отменять из-за отсутствия ГСМ, а затем аэропорт закрыли из-за отсутствия полетов.

Работа аэропорта ненадолго возобновилась в 1995 году, а в 2001-м, после реструктуризации компании «Кыргызстан аба жолдору» и разделения ее на 3 группы (аэропорт, авиакомпания, «Кыргызаэронавигация»), самолеты снова перестали летать.

Следующий период активной работы аэропорта начался в 2004 году и продолжился до декабря 2011 г., когда самолеты Ан-24 попали в черный список.

В 2012 году, 6 февраля, был выполнен первый технический рейс на самолете BAe. Это 99-местный 4-моторный самолет суперкласса. Сейчас он летает в Баткен 4 раза в неделю в летний период, а в осенне-зимний период - 3 раза в неделю.

Справка. В настоящее время аэропорт «Баткен» соответствует техническим параметрам. Аэропорт относится к классу D. Длина полосы 1800 метров, ширина 35 метров. Оснащен техникой - трактором, автомобилем «Нива» и портером (багажная машина). Установлена смотровая аппаратура.

Популярные новости
Бизнес