Теневой рынок нефтепродуктов за год увеличился в два раза. В проекте постановления правительства от 26 марта 2019-го указано, что с 2017 по 2018 год доля нелегальной экономики возросла с 12,8 процента до 25,2 процента.
Оценить реальный рост неучтенных потоков с продажи ГСМ достаточно сложно. В связи с учащением случаев контрабанды бензина и дизельного топлива из соседнего Казахстана доля серого рынка оценивается экспертами до 40 процентов. Размер недополученных отчислений, по разным подсчетам, составляет от 2 миллиардов до 5 миллиардов сомов ежегодно.
Наглядную разницу в отчислениях (налоги, акциз, сборы) можно наблюдать на примере крупнейших сетей заправок в стране. Согласно информации Налоговой службы, известная российская сеть АЗС в Кыргызстане владеет 38 заправками из 921. По данным сайта «Открытого бюджета», в 2018-м компания выплатила в государственный бюджет более 3 миллиардов сомов. Таким образом, на компанию с 4 процентами АЗС приходится 39 процентов всех отчислений рынка нефтепродуктов.
Другие предприятия, имеющие больше мощностей, демонстрируют более скромные показатели. У наиболее разветвленной кыргызстанской сети АЗС заправок почти в три раза больше (104 из 921), но компания заплатила в бюджет в полтора раза меньше денег — чуть больше 2 миллиардов сомов.
Подобные расхождения вызывают вопросы, но посчитать реальный объем так называемой неучтенки практически невозможно.
О необходимости электронной фискализации, которая обеспечит прозрачность налоговых процедур, говорят давно. В феврале первый вице-премьер-министр Кубатбек Боронов озвучил необходимость окончательной фискализации рынка ГСМ в первом полугодии 2019-го.
Пример соседнего Таджикистана показывает, что за счет фискализации ККМ и эффективного регулирования за год поступление налогов от рынка ГСМ можно увеличить на 40 процентов. Подобные меры не только остановят контрабанду, но и повлекут за собой увеличение национальной экономики.
Максат Мамытканов, экономист.