Во время поездки в Нарынскую область мне выдалась счастливая возможность посетить один из профессиональных лицеев Джумгальского района. Там пытаются сохранить древний вид кыргызского народно-прикладного искусства - чий.
У нас многие знают, что чий растет преимущественно на горных болотах. Он имеет длинный тонкий стебель, на который накручивают разноцветные шерстяные нити и составляют традиционный кыргызский узор. Работа эта кропотливая, требующая и усердия, и выдумки.
Сохранить древнее искусство кочевников пытается мастер районного лицея Жийде Нусупова, которая вот уже 16 лет учит девчонок этому виду искусства.
«У меня нет специального образования именно по этому направлению, в свое время овладевала навыками чия по принципам народной педагогики – от бабушки и теток», - говорит она.
По ее словам, до того как появились юрты китайского производства, в селах был спрос на так называемые «канат-чий», которым укрепляли внутренние стены юрты, и «эшик чий», служащий дверью для кочевого жилища.
«Оказывается, в бетонных зданиях чий не может долго храниться, потому что его съедает моль», - говорит хранительница древней традиции.
Она рассказала, что из-за моли они потеряли бесценные экспонаты чиев, сделанные по исконно кыргызским методам – из соломы и шерсти.
Чтобы совсем не утерять наследие предков, сельские энтузиасты создают изделия маленьких размеров – сувенирные экземпляры.
«Пять лет назад из России приезжали хоккеисты, и им подарили 24 чия с различными эмблемами. Готовим изделия на Нооруз и другие праздники», - показала Жийде висящие на стене маленькие панно.
Особое внимание, отметила она, надо уделять заготовке материала. «С августа до ноября собираем сам чий. Это время его наивысшего роста. После сбора сырье необходимо неделю просушить, затем рассортировать по толщине стебельков – на толстые, средние и тонкие. Это очень важно. Смешение их по толщине испортит все изделие», - рассказала Жийде Нусупова.
На изготовление одного маленького панно размером 20 на 30 сантиметров, если один ученик будет работать целыми днями, уйдет в среднем 15 дней, говорит мастер.
«Наши бабушки делали чий исключительно из шерсти, но в современных домах нет необходимой вентиляции, как в юрте, и моль уничтожает изделие, к тому же со временем теряется первоначальный цвет. Есть и другие особенности. Трудно использовать на светлом чие светлую шерсть, приходится брать другой материал», - говорит она.
По словам мастерицы, они начали использовать цветную шерсть из китайских платков, вытаскивая из них обычные швейные нити. Они не теряют своего цвета, удобны в работе, хотя Жийде Нусупова сама признает, что шерсть лучше, чище с точки зрения экологии и в целом передает дух истории кыргызского искусства.
«В последнее время люди потеряли интерес к изделиям из чия, их больше привлекают другие виды народно-прикладного искусства, и чтобы не исчез сам вид традиционного кочевого ткачества, учитываем современные веяния и изготавливаем не только традиционные узоры, но и различные картинки, эмблемы», - говорит мастерица.
Сейчас она обучает ремеслу 12 девочек. Возможно, и они когда-нибудь обучат этому мастерству следующее поколение. Так и потянется ниточка народной традиции – от старших к младшим, от бабушек к внучкам…