В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева вчера, 5 декабря, открылась выставка двух профессиональных художников Арстанбека Мырзаева и Гулжан Иреш «Боз жол». В ней представлены 60 уникальных произведений тонкой ручной работы: декоративные панно, стилизованные под туш кийиз, картины в технике «сайма» и «курак», выполненные коллективом мастеров арт-галереи «Саймалуу-Таш». Собственно саму выставку авторы, по их признанию, посвятили пятилетию своей творческой группы и подведению итогов работы.
Благодаря своей разносторонней деятельности арт-галерея получила признание даже у самых требовательных специалистов как самобытная творческо-экспериментальная лаборатория, целенаправленно действующий центр по возрождению исчезающих видов народного творчества, в том числе древнего искусства шелкоткачества, уникальной кыргызской вышивки.
Выставка получилась удивительной – такого разнообразия видов народного творчества я давно не встречала. Арстанбек Мырзаев и Гулжан Иреш радуют диапазоном поисков, ведущихся в сфере современного дизайна.
«Принято считать, что каждое произведение художника является визуальной материализацией идей, всецело переполнивших его душу, конечным результатом его мученических поисков. Но есть работы, которые словно созданы в едином порыве вдохновения. Они, как правило, излучают ауру гармонии и радости. Такими свойствами обладают многие рукотворные изделия народных самородков, профессиональных дизайнеров», - говорит искусствовед, профессор, заслуженный деятель культуры КР Тамара Кадырбаева.
Она отметила, что «в самом лаконичном названии выставки – емкость философской концепции мировосприятия авторов». «По замыслу авторов, «Боз жол» - символическое представление о дуальности мира, где есть место и выбору Пути – сакрального, единственно верного, к которому человек стремится всю свою жизнь. Неспроста экспозиция тянет к неспешному философскому размышлению, неторопливому песенному настрою, словно приглашает к диалогу, проникновению в неповторимо уникальный мир, открытый в каждом произведении», - добавляет Тамара Кадырбаева.
Для продвижения работ своей дизайн-студии, изначальной целью которой были сохранение и развитие народных ремесел, Гулжан и Арстанбек приложили немало усилий. С 2006 года их творческий тандем не раз доказал свою профессиональную состоятельность и получил возможность добиться значительных результатов. Сегодня имена этих двух художников уже значатся среди лидирующих профессионалов декоративно-прикладного искусства нашей страны. Благодаря своему разностороннему творчеству они стали участниками многих культурных программ и зарубежных стажировок. Созданные ими шедевры удостоены знака качества ЮНЕСКО, а сами они получили звание менторов Центральной Азии. Несмотря на то что за их плечами богатый опыт, позволяющий проводить мастер-классы на самом высоком уровне, они стремятся к дальнейшему совершенствованию, готовы к новому обмену практическими навыками.
Вдоль стен с туш кийизами хочется бродить долго - особый мир открывается в удивительном орнаменте, символике и метафоричность образов которого понимается во всем блеске народной космогонии. Не всем и не сразу открывается эта тайна. Поэтому художники стремятся помочь своему зрителю войти в мир народной фантазии, прочувствовать мудрость ее сдержанной красоты, приоткрыть завесу через тщательно продуманные, философски обоснованные, поэтичные названия к каждой работе: «Асман ээлери жерге тушкондо», «Куугум», «Жер озогу», «Маанай», «Торт мезгил», «Сыр», «Кызгалдактуу коктом», «Отмуштун чакырыгы» и другие. Поэтичные и музыкальные, они несут образную, смысловую и философскую нагрузку, которая связана с обрядами, ритуалами, мифологией народа и даже местной природой. Уверена, декоративные туш кийизы - изысканные, утонченные, с игрой невысказанных слов и незабываемыми движениями линий – привлекут в зал музея не одну волну восторженных зрителей.
Фотографии ИА «24.kg».