В Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г.Айтиева сегодня открылась выставка народного художника республики Юристанбека Шыгаева «Память предков».
Один из именитых отечественных мастеров кисти долгое время не устраивал показа работ, поэтому народу на открытие пришло много. В беседе с корреспондентом ИА «24.kg» он признался, что готовил выставку пять лет. «О трагических событиях 1916 года и о том, как люди бежали в Китай, мне, шестилетнему, рассказала бабушка Зууракан. Тогда рассказ врезался в память. Став художником, я задумал когда-нибудь сделать выставку работ по событиям 1916 года. Нам удалось сделать большую ретроспективу на данную тему, в которую мы включили и те работы, что хранятся в «золотом фонде» нашего музея: Чуйкова, Образцова, Айтиева и других, которые в 1936 году делали выставку, посвященную Уркуну, еще при Совнаркоме. Все работы сейчас мы объединили и сделали экспозицию «Восстание 1916 года. Путь к возрождению», посвященную столетию Уркуна», - сказал Юристанбек Шыгаев.
Он сообщил, что в 2010 году специально ездил в Турцию в провинцию Ван, где живут потомки кыргызов рода Рахманкул хана. «Я был там примерно две недели и делал зарисовки, по которым затем написал картины. Получилась большая серия работ маслом, акварелью портретов потомков очевидцев восстания. Одной из главных героинь стала 95-летняя Айганыш апа, рожденная по дороге в Китай в 1916 году. Рассказом, услышанным от братьев о событиях тех лет, она поделилась со мной. Интервью, заметки, зарисовки, фотографии проживающих в Турции этнических кыргызов стали началом пятилетнего исследования для нынешней выставки», - отметил Юристанбек Шыгаев.
По словам искусствоведа Оксаны Капишниковой, невзирая на то, что тематика выставки одна и автор один, «Память предков» представляет широкий спектр стилей, техник и направлений, и сложно представить, что это сделал один художник за пятилетие. Графика, живопись, керамика, фотография, коллаж, смешанные техники – все это есть в экспозиции.
Выставку Юристанбека Шыгаева «Память предков» можно поделить на несколько подразделов. Первый – реалистические портреты: «Айша апа», «Рожденная в 1916», «Старая женщина из провинции Ван», «Семья табунщика», «Подруги», «Зейнеп апа с внуком», «Ожидание», «Жаргылчак». Все это - лики сыновей и дочерей, внуков и правнуков свидетелей черной полосы истории кыргызского народа. Здесь художник стремится к персонификации трагедии, словно говорит зрителю, что за всем этим в истории стоит не нечто абстрактное и аморфное, а личность, которая несет на себе отпечаток времени.
Работая с документами Центрального государственного архива кинофотодокументации КР и семейными архивами, автор создает на основе исторических артефактов – фотографий непосредственных участников восстания - иконографические образы. Это другой подраздел выставки. На широкомасштабном полотне художник в гиперреалистической форме воссоздает героев фотографий. А фон – условное поле - обозначает как в иконографии сусальным золотом, тем самым возвеличивая и героизируя портретируемых («Правнук», «Молодой охотник», «Крестьянка с Памира»). Из этой серии примечательна работа «Мадонна Памира», где Шыгаев из конкретной личности воспроизводит прообраз матери кыргызского народа.
Еще в одном подразделе представлены тарелки. Интерес к глиняной керамике проявляли многие известные художники. Для Юристанбека Шыгаева она стала не исключением. Он заказывает из города Худжанда (Таджикистан) круглые тарелки из необожженной глины. На тему «Восстание 1916 года» художник наносит шрифтовые и знаковые композиции, по центру располагая то черно-белые фотографии предков («Бабушка Зууракан», «Бабушка Айнагуль»), заставших это трагическое время, внуков и правнуков («Детство»), то лаконично пишет «Уркун-1916» («Великий исход» — I, II).
Вы увидите на выставке немало масок, большая часть которых безлика. Прототипом к созданию серии стала погребальная золотая маска, найденная в Чуйской долине (могильник Шамши IV-V веков). По мнению Оксаны Капишниковой, серия масок – дань погибшим от холода и голода во время перехода кыргызов в Китай, с безымянными могилами и без вести пропавшим…
Путешествия по всему миру и знакомства с памятниками искусства побудили художника обратиться не только к трагической истории страны, но и посвятить графическую серию работ теме восстания, как борьбе за свободу и независимость. Она присуща всем эпохам и народам. Эту тематическую графику Шыгаев создает в форме обрывков мировой истории народных восстаний. Он использует фрагментарные «артефакты» — баталии флорентийского художника эпохи Возрождения Паоло Уччеллы, акты массового расстрела в картинах испанского художника Франциско Гойи, фрагменты мексиканской революции во фресках Диего Риверы и Альфаро Сикейроса, архивные фотографии и другое.
Центральное место на выставке занимает монументальное полотно «Мое путешествие». Путешествуя по миру, художник черпал вдохновение от мировых памятников искусства - статуи Свободы, Эйфелевой башни, арабской миниатюры, произведений Сандро Боттичелли, Пабло Пикассо, Энди Уорхола и других. Юристанбек Шыгаев не только восхитился ими, но унес с собой в памяти, чтобы затем изобразить в своей работе. Кстати, в центре картины «Мое путешествие» есть и сам художник с внуком. И кто скажет, что среди серьезных дум о судьбах мира нет места чувству юмора и надежды на лучшее будущее?
Фото ИА «24.kg».