Около года назад кыргызстанцы стали свидетелями небывалого явления в отечественной политике – назначение министра культуры, информации и туризма КР неожиданно пошло не по запланированному сценарию, и вместо ожидаемой кандидатуры победил неизвестный во властных кругах Алтынбек Максутов. По итогам своего годового пребывания в кресле главы Минкульта он дал интервью ИА «24.kg».
- Алтынбек Аскарович, позвольте поздравить вас со столь знаменательной датой: уже год, как вы работаете в ранге министра. Признайтесь честно, трудно было поначалу?
- Спасибо за поздравления. Да, действительно указ о моем назначении вышел 11 октября 2014 года, но сотрудникам меня представили 13-го числа. Это совпало с моим днем рождения. И что удивительно, в том первом совещании принимали участие 13 человек. И в голосовании на эту должность я победил с перевесом в 13 голосов. Вот такое магическое совпадение (смеется).
Не думал, что будет так тяжело. Шел сюда с творческими амбициями, а оказалось, что многого не знаю, что у меня нет опыта работы на госслужбе, ведь здесь бОльшая часть работы связана с бумагами, документами. Я понял, что львиная доля проблем не решается, и просто по устному соглашению, без бумаг, ничего не двигается…
Но я рад случившемуся, потому что понял, насколько тяжело быть министром, членом правительства.
- Чем в первую очередь вам пришлось заняться в этой должности?
- Мы решили обратить внимание на те сферы, которые находятся в наиболее плачевном состоянии. Например, на театры. Стали искать новые пути и в этом году устроили гастроли по республике. Театры долгие годы никуда не выезжали, филармония не была в Оше 32 года. И вот 150 ее сотрудников выехали на юг - всю неделю давали концерты, были полные залы. Таким образом, они не только оправдали дорогу, проживание, а еще и заработали около миллиона сомов. Кыргызский драмтеатр выехал в Каракол со спектаклем «Манас». В общем, распределили все области между театрами, доехали до самых маленьких сел и городков. И до сих пор у некоторых театров продолжаются гастроли.
Все вырученные средства идут на спецсчет театров. Из них 30 процентов руководство обязано направить на выплату сотрудникам премий, надбавок, а остальные 70 можно потратить на нужды театра: декорации, костюмы и прочее. В поддержку театральной сферы был проведен и фестиваль в Таласе. За четыре дня показали 8 спектаклей, участников (а это были представители всех регионов страны) отобрал наш худсовет из числа работников Минкультуры. Все победители получили призы.
С целью развития сферы туризма и привлечения новых гостей в нашу страну провели фестиваль «Мейкин Азия» по заданию премьер-министра КР. Договорились с турецким каналом о трансляции в 36 странах, а гости съехались более чем из 20 стран - от Европы до Японии и Кореи. Это происходило на берегу Иссык-Куля, уже на следующий год по поручению Темира Сариева фестивалю планируется выделить до 10 миллионов сомов. В этот раз мы спонсировали его из бюджета министерства, выделили около 3 миллионов сомов.
- Сколько предполагается выделить на культуру в 2016 году?
- По закону должно выделяться не менее трех процентов от бюджета, на деле же получается один, потому что в ведении нашего министерства есть еще сферы информации и туризма. Но если говорить только о культуре, то 90 процентов годовой суммы уходит на зарплату, а из оставшихся 10 процентов треть идет на различные мероприятия, и еще 7 процентов - на оплату коммунальных услуг, ремонт…
- Но это же мизер!
- Да, поэтому мы ищем дополнительные источники - пишем проекты, плотно работаем с фондами, спонсорами. Отрадно, что Темир Сариев поддерживает нас и за недолгое время своего премьерства уже очень много сделал. Пример тому - посещение театра оперы и балета, когда он распорядился выделить в качестве дополнительного финансирования (которое не успели внести в бюджет 2015 года) 9 миллионов сомов. Он побывал в нашем министерстве, здание которого входит в перечень архитектурных памятников столицы. На его ремонт выделили 15 миллионов сомов (в приемной министра, действительно, на потолке красуется несколько подтеков и разводов - ИА «24.kg»). Президент выделил миллион сомов на фестиваль «Эпосы народов мира». В Караколе 3 миллиона сомов получили, Ошской филармонии выделили…
- Но это разовая помощь, а системно можно увеличить долю культуры в бюджете? Например, до 10 процентов, как это делается во многих странах?
- Если учитывать, что выделяют нам 1,12 миллиарда сомов, то сразу до 12 миллиардов сумму не увеличат (смеется). Мы просим, чтобы нам дали хотя бы положенные по закону 3 процента – 3,5 миллиарда сомов. И тогда мы сможем реализовать наш новый проект «100 шагов», хотим представить программу на суд нового парламента и граждан. Это проведение 100 мероприятий в год, получается около 10 событий в месяц - именно больших, организованных на высоком официальном уровне. Они будут проходить и в регионах - по всему Кыргызстану.
Например, в целом по республике у нас около 50 музыкальных школ. На должности преподавателей не проводятся конкурсы, потому что сначала мы должны провести аттестацию работающих учителей, а у нас нет денег даже на дорогу для работников министерства. Поэтому вместо положенных 5-7 человек мы отправляем 2-3 сотрудника, в итоге аттестация затягивается. Все упирается в финансы. Но так как я сам член правительства, то знаю, что такое республиканский бюджет, и понимаю, что не стОит все время оглядываться на госказну.
- Но ведь есть механизмы привлечения частных денег. Если тому же бизнесу дать налоговые послабления, то при условии вливаний в сферу культуры можно изыскать большие средства.
- Мы обсуждали этот вопрос с вице-премьер-министром Дамирой Ниязалиевой. Выяснилось, что это может негативно сказаться на наших налоговых сборах, общей пополняемости бюджета. Кроме того, может возникнуть элемент коррупции, когда бизнесмен скажет: «Я дам вам 5 миллионов, а еще 5 миллионов оставлю себе, но запишем, что выдано 10 миллионов». Поэтому тут надо очень хорошо подумать и предусмотреть все варианты. Такой способ уже был одобрен в 1993-1995 годах, и тогда в культуру пришло очень много бизнесменов, а налогов практически не собрали.
- Как известно, «один в поле не воин», вам удалось собрать боеспособную команду? Судя по конкурсу на сайте госкадровой службы, в министерстве очень много вакантных мест.
- Да, это очень важный и наболевший вопрос. Хорошо, когда весь аппарат работает в едином ключе. Одной из моих первоначальных ошибок, наверное, было то, что в первые же дни пребывания на посту я не решился уволить прежних сотрудников. Попробовал поработать с теми, кто остался, хотел дать им возможность проявить себя… А ведь среди министерств у нас самый маленький аппарат - 45 человек. В других ведомствах обычно по 80, 90, 120 человек. Это первая проблема – малочисленность аппарата.
Вторая проблема – зарплата. Для того чтобы человек полноценно отдавался работе, надо, чтобы зарплата была хотя бы раза в три-четыре раза выше нынешней. На 7 тысяч сомов невозможно выжить… Но надо отдать должное нашим сотрудникам, они работают, как часы, и я многому от них научился. Скоро будет заседание правительства, и этот вопрос будет рассматриваться.
У нас нет многих ставок – пресс-секретаря, советника министра, помощника. На одном работнике несколько функций. Около 10 дней назад мы закрепили новую структуру, и набираем тех, чьи места вакантны уже долгое время. Например, я 8 месяцев работал без статс-секретаря - без своего самого главного заместителя, потому что люди, прошедшие по конкурсу госкадровой службы, мне не нравились. Я три раза давал отказ…
- То есть вы посмели не согласиться с решением профильного ведомства?
- Да, потому что они все время заявляли одного и того же человека! Даже до премьер-министра дошло, мол, этот министр все время дает отказ… Я объяснил, что будущий статс-секретарь должен быть профессионалом, ведь он будет работать здесь 5 лет! Министры могут меняться хоть каждый день, а он избирается раз в пять лет и является основным, кто ведет всю документацию.
Ближе к выборам ушла замминистра Айнура Темирбекова. Ее заменила Альбина Дюйшембиева - она старается вникнуть, работать, но надо время. Куратор сферы туризма, сами знаете, находился под следствием (Максат Чакиев - прим. ИА «24.kg»). То есть были дни, когда я работал с одним заместителем, бегал с совещания на совещание с кипами бумаг… Но не хотел бы, чтобы подумали, что жалуюсь, просто понял, что, занимаясь мелкой рутинной работой, не могу найти возможности взглянуть на решение проблем глобально…
- Похоже, это касается киностудии «Кыргызфильм», в частности… Состояние здания оставляет желать лучшего, но ведь фильмы снимаются, прокатываются и приносят деньги!
- Понимаю, о чем вы… Должен сказать, что эту студию я хорошо знаю как человек, который 15 лет арендовал там помещение (Максутов в свое время обустроил там звукозаписывающую студию - прим. ИА «24.kg»), мне там знакомо все «от» и «до». Причина вот в чем. Государство выделяет на сферу кино 36 миллионов сомов, из них 16-20 миллионов уходит на зарплаты и содержание студии, остальные 16 миллионов остаются на кино: 2-3 полнометражных фильма, 2-3 коротких метра, 2-3 дебюта и документальные картины.
- Но ведь есть еще поступления от аренды помещений частными студиями, те же швейные цеха расположены в здании…
- Конечно, есть. Поэтому я запросил отчет о расходовании этих средств, и еще предстоит проверка, туда будет направлен аудит, я слежу за этим. На студии бываю не как министр, а иногда после работы езжу туда, делаю фильм - надо ведь как-то себя реализовывать…
- Откуда силы?
- Ночью же езжу, работе не мешает (смеется). В общем, я в курсе тамошних проблем. Кое-где ремонт сделали, закупили новое оборудование, мы выделяли около 5 миллионов сомов… Но если честно, можно было и больше сделать за это время. Конечно, где-то я сам пасую, все-таки Гульмира Керимова – женщина (директор киностудии - прим. ИА «24.kg»). Был бы мужик, я бы по-другому спросил… Знаете, там ведь рядом старое мусульманское кладбище. Так вот, отличий между двумя этими объектами нет. Там тишина, и здесь тишина. Я еще в парламенте говорил: киностудии нужно уделить максимальное внимание, нужна мощная господдержка, необходим капитальный ремонт, ведь «Кыргызфильм» – наша история и лицо страны.
- Кстати, о кино… Удается посмотреть картины с участием супруги (знаменитая кыргызская актриса Таалайкан Абазова - прим. ИА «24.kg»)?
- Из последних видел только два фильма, на презентации которых приглашали – это «Сутак» и «Под небесами». Замечания свои сказал.
- Какова была ее реакция?
- Знаете, она с удовольствием принимает мою критику, доверяет, я же не буду ей врать, не буду перехваливать, если плохо сыграла, так и говорю: «Показуха» (смеется).
Многие моменты не вошли в интервью, но обязательно будут отражены в новостях ИА «24.kg». Хочется надеяться, что формирование нового парламента не скажется кардинальным образом на составе нынешнего правительства, и глава Минкультуры успеет осуществить задуманное. Потому что редко увидишь чиновника, который без бумажки и подсказок так уверенно и четко рассказывает о проблемах вверенной ему сферы, оперирует цифрами и данными.