Жогорку Кенеш обсуждает поправки в Налоговый кодекс, но в обсуждение не попал вопрос о повышении акцизов на сигареты, а ведь именно сигареты занимают 95 процентов рынка табачных изделий. При этом депутаты обсуждают акцизы на нагреваемый табак, но правильно ли молчать о сигаретах, акцизы на которые не повышались с 2021 года?
В первую очередь налогообложение таких товаров всегда должно учитывать степень риска от их употребления.
То есть чем вреднее продукт, тем выше должен быть акциз на него. Поэтому «традиционные» сигареты — это единственный товар, акцизные сборы на который нужно повышать. По крайней мере в развитых странах именно так и делается.
Чтобы потом госбюджеты этих стран имели средства на лечение болезней, которые от курения. В Кыргызстане же пока решают вопрос, уравнять акцизы на сигареты и их заменители либо нет, их (акцизы) уже второй год держат в замороженном состоянии.
— Почему это произошло, непонятно, — говорит руководитель аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» Дмитрий Орлов. — «Традиционный» табак занимает в Кыргызстане 95 процентов рынка. Остальные 5 процентов — это доля электронных сигарет, вейпов и ИНТ: изделий из нагреваемого табака. Каждый год в Кыргызстане продаются миллиарды штук сигарет, но в республике зачем-то решили «снимать сливки» с нагреваемого табака, позиции которого на «курительном» рынке ничтожно малы. Если вопрос стоит о повышении доходов госбюджета, то очевидно, что облагать высокими акцизами нужно сигареты.
По словам аналитика, в ином случае борьба с курением выглядит как-то странно. Как в Кыргызстане, например. Закон о предмете есть, высокие акцизы на сигареты и заменители табака — тоже. Но что в итоге? Три года назад, по данным Минздрава КР, курящих в республике насчитывалось 26 процентов — обоих полов: примерно 430 тысяч человек. Из них 48 процентов — мужчины.
— Надо сравнить, — говорит Дмитрий Орлов. — В 2013 году, по данным ВОЗ, курящих взрослых от 25 до 64 лет в Кыргызстане насчитывалось 25,7 процента. Курящих мужчин тогда было 48,2 процента, а женщин — 2,7 процента. Ну а по состоянию на сентябрь прошлого года, как сообщал тот же Минздрав, курильщиков было уже примерно 450 тысяч. По факту, несмотря на запреты и высокие цены, количество курильщиков среди мужчин не становится ниже озвученной цифры в 48 процентов.
Поэтому, если власти Кыргызстана действительно ведут борьбу с курением, им явно пора пересмотреть акцизы на менее вредные альтернативы в сторону снижения. Потому что в противном случае все сводится к набиванию карманов «табачного лобби».
Дмитрий Орлов
По словам аналитика, стоит обратить внимание еще на одно обстоятельство.
— Повышение акцизов на табачные изделия ведет к росту стоимости этих изделий. И произошло все это на фоне двух обстоятельств. Во-первых, снижения реально располагаемых доходов населения, а во-вторых — в условиях налаженной контрабанды нелегальных сигарет, — говорит Дмитрий Орлов.
В декабре 2022 года стало известно, что за пять лет (с 2017 года) легальный рынок сигарет в Кыргызстане снизился на 49 процентов. Об этом сообщил (а журналисты это добросовестно зафиксировали) юрист и налоговый консультант Андрей Красников. Более того: он сообщил, что к 2025 году легальный сигаретный рынок сократится в объемах на 67 процентов. Если, конечно, не пересмотреть существующие акцизы. Поэтому профессиональным борцам с курением не стоит радоваться снижению прибыли табачных компаний. Просто прежняя клиентура последних теперь относит свои деньги теневым торговцам табаком. Эксперт даже подсчитал, что из-за табачной контрабанды государство теряет от $6 до $7 миллионов налоговых поступлений каждый год.
Все это, полагает Дмитрий Орлов, имеет вполне разумное объяснение:
— Контрабанда сигарет при любых ставках акцизных налогов всегда была крайне выгодна, — говорит аналитик. — А доходы кыргызстанцев растут не так чтобы сильно. Среднемесячная зарплата в Кыргызстане составляет 19 тысяч 330 сомов. Розничная стоимость пачки сигарет формата «Компакт» начинается от 101 сома. Курильщики не готовы отдавать за сигареты 15 процентов своего бюджета, а то и больше. Естественно, они будут искать более дешевую альтернативу.
Бороться со спросом на контрабанду в таких условиях возможно только двумя способами: усилением таможенного контроля либо снижением акцизов на менее вредные альтернативы до разумных пределов. Первый способ — сложнее, если вспомнить о коррупционных скандалах вокруг таможни. Второй способ — куда проще и легче в исполнении. В том числе и для здоровья нации. Потому что если акцизы на сигареты и нагреваемый табак все же оставят равными, Кыргызстан больше потратит на лечение болезней, чем получит в бюджет от продажи тех же стиков.
Бакыт Асанканов